Греко-скифское городище "Чайка"
Городище «Чайка», расположенное на северо-западной окраине г. Евпатория, было основано выходцами из Херсонеса и существовало в IV-II вв. до н.э. В истории его существования исследователи выделяют несколько периодов. Первый период был назван «крепостным» (середина IV – начало III вв. до н.э.), тогда основной функцией укрепления была охрана округи и обеспечение поставок продуктов сельского хозяйства в Херсонес. Второй период – «усадебный» (60-е годы III вв. до н. э.), характеризуется разделением поселения на частновладельческие усадьбы, имевшие производственную специализацию: виноделие, производство сырцового кирпича, каменотесное дело. Этот период был непродолжительным: усадьбы гибнут после набегов скифов.
Третий период (середина III – третья четверть II вв. до н.э.) связан с возвращением греческого населения и восстановлением земледелия и виноградарства. Восстанавливаются тесные контакты с Херсонесом и Керкинитидой. После окончания существования греческого поселения, на его месте возникает крепость с новым населением – поздними скифами (последняя четверть II в. до н.э.- I в. н.э.). Помимо самого городища вокруг него расположены такие памятники как греко-скифский некрополь и каменоломня.
Первые разведки на территории памятника были произведены еще в 1959 году. Но планомерное его изучение началось в 1963-66 годах экспедицией под руководством А.Н. Карсева, сотрудника ленинградского отделения института археологии РАН. В это время были произведены попытки определения границ городища, заложены шурфы и начаты исследования верхних слоев.
С 1967 по 1986 годы экспедицией руководила И.В. Яценко. В это время производились масштабные работы по исследованию позднескифского поселения, а также раскопки в северной части городища. В результате была выработана концепция, касающаяся относительных и абсолютных дат городища. Были выявлены два основных периода его существования – греческий и позднескифский. Уже в самом начале работ стало понятно, что перед исследователями предстоит памятник уникальный по своей сохранности, с остатками присутствия как греков, так и поздних скифов.
С 1987 по 2007 годы экспедицией на памятнике руководила Е.А. Попова. Основным направлением исследований в этот период были раскопки греческих строительных остатков после доследования позднескифских слоев. В 1990-1993 годах было открыто так называемое предместье позднескифского поселения. В настоящее время исследованность памятника позволяет с определенной точностью реконструировать историю городища. С 2008 года работами на городище руководит кандидат исторических наук, преподаватель кафдеры археологии МГУ им. М.В. Ломоносова Т.В. Егорова. Под ее руководством был открыт еще один усадебный комплекс в юго-восточной части городища и еще одна усадьба в предместье "Чайки".
Греческий период на городище датируется серединой IV – второй половиной II вв. до н.э. Основание поселения было связано с колонизационной деятельностью Херсонеса Таврического. Первые укрепления были построены херсонеситами как складской пункт для хранения сельскохозяственной продукции перед отправкой их морским путем. Площадь укрепления 5500 кв.м. О том, что поселения Северо-Западного Крыма были основаны херсонеситами, свидетельствует Присяга граждан Херсонеса:
« …я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса и Керкинитиды, ни Прекрасной Гавани, ни прочих укреплений и остальной области, которою херсонеситы владели и владеют, ничего никому…».
К началу греческого периода относится и основание системы фортификациии крепости, возникшей в середине IV в. до н.э. Она состоит из оборонительных стен с башнями и построена в традициях античного строительства: хорошо отесанные квадры сложены насухо и плотно подогнаны. Семь башен располагались по углам и в центре. Две башни фланкировали западный въезд на поселение. Причем одна из них имела внутри три помещения и могла служить убежищем населению города. Наилучшую сохранность имеют восточная и юго-восточная башни, а также башня фланкировавшая с севера западный въезд на поселение. Вблизи западного въезда располагалось здание, определенное С.А. Коваленко как гестиаторий.
Гестиаторий – специальное общественное здание, в котором в дни религиозных праздников проходили носившие культовый характер обеды, устраивавшиеся на общественный счет.
Оно располагалось на расстоянии около 4 м от боевой платформы, фланкировавшей въезд на поселение с юга. Как считает С.А. Коваленко оно могло быть предназначено для культовых традиций и ритуальных пиров. Материалы, обнаруженные на городище, свидетельствуют о том, что пиры устраивались в честь покровителя поселения – Геракла, чьи изображения найдены в разных его частях. Облик здания говорит об особой тщательности, с которой оно строилось. Так, стены включали два ряда каменных плит. Планировка здания свидетельствует о поддержании традиций греческого полиса.
Вдоль стен городища располагались помещения, отличавшиеся по функциональной принадлежности. Так, вдоль восточной линии располагались складские полуподвальные помещения для хранения продуктов. Они отличались широкими дверными проемами, отсутствием глинобитных полов и очагов, а также наличием ям от пифосов. Внутренняя застройка поселения состояла из домов, стены которых возводились из сырцовых кирпичей на каменных цоколях. Крыши покрывались черепицей, на которой сохранились клейма, что помогает в датировке слоев. О типе хозяйства на поселении свидетельствует найденные каменные жернова, серпы, мотыги и виноградные ножи. Особый интерес представляет винодельческий комплекс, состоявший из трех каменных давильных площадок, расположенных ступенчато со стоком, ведшим к цистерне, куда стекал сок. Судя по обнаруженной статуэтке бога Диониса, население поклонялось этому богу. Значительную роль также играло рыболовство и охота, о чем говорят находки костяных игл, грузиков, бронзовых рыболовных крючков, наличие костей рыб и диких животных. Скотоводство имело подсобный характер. В конце IV – начале III вв. до н.э. крепость гибнет в пожаре, очевидно в результате нападения.
Второй период отмечен периодом греческих частновладельческих усадеб. По археологическим материалам можно проследить уникальные изменения в хозяйственной основе поселения. Так, в середине III столетия до н.э. поселение из пункта государственного поселения превращается в поселение из нескольких частновладельческих усадеб. Полностью археологами открыты четыре усадьбы (№1-4).
Усадьба №1 представляла собой дом площадью около 400 кв. м. Планировка ее типична для греческих усадеб этого времени: вдоль стен располагались помещения хозяйственного назначения, выходящими на вымощенный крупными плитами двор. Во дворе находились два колодца. У северной стены усадьбы располагались кухня и стойло для скота. И.В. Яценко, проанализировав комплекс тарной керамики, пришла к выводу о хранении в ней продуктов, в частности зерна. В одном из помещений были обнаружены два зарытых пифоса, в которых хранилось вино. Жилые помещения, видимо, располагались в западной части усадьбы. В строительстве усадьбы присутствуют элементы архитектурного ордера, такие как капители, обрамлявшие помещение, что свидетельствует об участии в строительстве профессионального архитектора. Две другие усадьбы примыкали к первой.
Усадьба №2, судя по найденному в ней тарапану, специализировалась на виноделии.
Усадьба №3 также имела свое функциональное назначение – изготовление сырцового кирпича. В ней был обнаружен целый склад готовых кирпичей.
В 2009-2010 годах в юго-восточной части городища была открыта и исследована еще одна усадьба (№4). Она была возведена на рубеже IV-III вв. до н.э. В резульате исследования усадьбы №4 отчетливо прослеживабтся два периода ее существования, отмеченные существенными перестройками. Здесь были найдены многоичленные фрагменты амфор и чернолаковой керамики конца IV - первой трети III вв. до н.э. Пока сложно говорить, о какой-либо определенной специалисзации владельцев этой усадьбы, как это было выявлено для других "чайкинских" усадеб. Возможно, она была связана с расположенной рядом винодельней.
Еще один комплекс усадеб, связанный с городищем, был случано обнаружен в его предместье. Весной 2002 г. при незаконной выборке грунта в 120 м западнее юго-западной башни обнажился культурный слой и обработанные каменные блоки. Исследования на этом частке показали существование неподалку от "Чайки" группы из трех неукрепленных сельскохозяйственных усадеб, сущестовавших примерно от середины IV в. до н.э. до рубежа IV-III вв. до н.э.
В 70-60х гг. III в. до н.э. усадьбы гибнут от набега скифов. Об этом свидетельствуют наконечники стрел скифского типа и фрагменты конского убора.
В середине III столетия до н.э. жизнь на поселении возобновляется. К усадьбе №1 пристраивается башня, видимо, имевшая более, чем один этаж, о чем свидетельствует каменная лестница. Площадь поселения сильно сократилась. Археологически определено, что окончательно греческое городище прекращает свое существование в третьей четверти II в. до н.э.
К концу II в. до н.э. территорию городища заселяют представители нового народа – поздние скифы, которые строят здесь свою небольшую крепость. Площадь их поселения составляла около 4000 кв. м. К несчастью вся северная часть позднескифского поселения была уничтожена современным карьером. Планировка носила почти регулярный характер: жилищно-хозяйственные комплексы разделялись улицами, вымощенными камнем. Однако каждый такой комплекс имел свой нерегулярный размер и планировку. Все же новое поселение возводилось по заранее разработанному плану с привлечением архитекторов, знакомых с греческой традицией. Меняется система строительства: здания возводятся из необработанного или плохообработанного камня на глиняном растворе. Стены жилищ возводились почти без фундаментов. Внутри стены обмазывались глиной и белились. Крыши, вероятно, были земляными, на деревянных или прутяных каркасах. Оборонительные стены возводились на цокольных рядах из камней более крупных, чем в верхних рядах.
С.Д. Крыжицкий, анализируя технику строительства позднескифского городища «Чайка» сделал следующий вывод:
Приемы строительной техники этого поселения в целом приближаются к античной традиции конца эллинизма, когда наблюдается резкая деградация качества приемов каменных кладок.
Центром и планировочным ядром нового поселения стала усадьба №1, стены которой и примыкающая к ней башня, видимо, сохранились достаточно хорошо. Эти материалы использовались новыми хозяевами городища. В конце сооружения кварталов поселения этот большой дом с башней стал своего рода цитаделью. Находки на поселении указывают на земледельческий характер его населения. На территории открыто очень большое количество зерновых ям с каменной обкладкой, найдены каменные зернотерки, железные орудия труда. Кроме того, население занималось охотой и рыболовством. В домашних хозяйствах содержался мелкий рогатый скот.
Материальная культура свидетельствует о значительной эллинизации населения. О связях с греческим населением свидетельствуют находки огромного количества амфор, производства Синопы, Родоса, Коса и Книда. Тип светлоглиняных амфор с двуствольными ручками датируется не ранее середины I в. до н.э. и принадлежит гераклейскому производству. Конечно торговля шла посредством Херсонеса, Ольвии и Боспора. В керамическом комплексе также присутствуют так называемые «меграские чаши» и краснолаковая посуда. Несмотря на большое количество лепных сосудов, превалирует все же греческая керамика.
Первый период существования позднескифского поселения заканчивается разрушениями на основной части городища около середины I в. до н.э. Появление в слоях светлоглиняных сосудов с двуствольными ручками маркирует начало второго периода. Третий период характеризовался стабильностью, застраивается площадь за пределами крепостных стен. В северо-западной части было построено здание с планировкой типа мегарон, характерной для греческих зданий. Эллинизируются и религиозные представления. Так, в предместье около основного поселения было открыто культовое помещение с терракотовым алтариком и фрагментом статуэтки Афродиты Анадиомены, аналогии которой находятся только в боспорских материалах. В одном из помещений на мегарской чаше были зафиксированы рельефные изображения, по своему сюжету явно связанные с дионисийский культом. Это виноградные гроздья, театральные маски, музыкальный инструмент, кувшин и бегущие собаки. О связи с позднеэллинистической традицией говорит и находка статуэтки амазонки и каменного рельефа с изображением всадника у алтаря.
Позднескифское поселение перестает существовать в I в. н.э. Причины этого точно не определены. В поздних слоях отсутствуют следы разрушений врагом или стихийным бедствием. Небольшое поселение все еще теплилось некоторое время после оставления жителями основного поселка. Причины оставления памятника объяснить труднее еще и из-за строительства с использованием материала городища средневекового зимника представителями салтово-маяцкой культуры.