Античная усадьба в бухте Ветреной
Усадьба находится в 600 м к северо-востоку от поселка Черноморское в Северо-Западном Крыму на обрывистом высоком берегу бухты Ветреной. Впервые посетил и описал объект в октябре 1933 года П.Н. Шульц, проводивший масштабные археологические разведки на Тарханкутском п-ове.
В своем полевом дневнике он оставил следующую запись:
«На расстоянии приблизительно 4-х километров от Ак-Мечети (Черноморское), линия берега нарушается маленьким заливом, образованным небольшой, впадающей в море балочкой. На левом, южном, берегу залива заметны следы земляного укрепления, обнесенного валом и рвом. Сохранился лишь Ю.В. угол укрепления. Остальная часть обрушилась в море. В обрезе берега выступает под дерновым покровом тонкий культурный слой (30 см). В слое обломки амфор и черепицы, античного времени. Следы черепицы обнаружили и в центре городища в двух пересекающих его под прямым углом канавах-траншеях современного происхождения. Судя по остаткам вала, укрепление носило прямоугольные очертания и было весьма малых размеров. Судя по слою, оно носило временный характер. Встреченный на нем материал говорит об эллинистическо-римском времени, и не поддается более точному определению…»
После Великой Отечественной войны детальные археологические исследования Северо-Западного побережья Крыма возобновились. В октябре 1948 года за работы здесь взялся Евпаторийский отряд Тавро-скифской экспедиции под рук. того же П. Н. Шульца. Экспедицией было проведено визуальное обследование одиннадцати памятников, в том числе и в бухте Ветреной.
Более серьезные археологические исследования усадьбы начались в 1962 году А.Н. Щегловым. В это время производилось сплошное изучение ближайшей сельскохозяйственной округи большого близлежащего городища Калос-Лимен, под обследование попал и рассматриваемый объект.
Раскопки под руководством А. Н. Щеглова прибрежной, разрушающейся части усадьбы показали, что она возникла во второй половине IV в. до н. э. и имела форму вытянутого прямоугольника (30х40 м), а направление ее стен соответствует ориентации примыкающих земельных участков, что говорит о единой планировочной системе усадьбы и его надела.
Было раскрыто девять помещений с черепичной крышей, группировавшихся вокруг небольшого внутреннего двора с колодцем. Первоначально с трех его сторон располагались жилые, хозяйственные и складские помещения. Через некоторое время к восточной наружной ограде было впритык пристроено еще три комнаты. В итоге усадьба приобрела традиционный вид: вокруг центрального двора по периметру размещались помещения различного назначения с трех сторон в один ряд, с северо-западной – в два.
В северо-западной части усадьбы располагалось самое большое помещение с крупным очагом, связанное дверным проемом с небольшой комнатой с очагом, которое, служило кухней. Этот комплекс видимо, представлял собой жилой дом для одной семьи или «ойкос».
Особый интерес представляет внутреннее угловое помещение с десятью вкопанными в пол пифосами с клеймом астинома (контролера мер и весов) Эсхина с цифровыми обозначениями 47, 48, 50 и 55. На стенках трех сосудов сохранился винный осадок, а в еще одном — зафиксированы черенки винограда. В пяти пифосах сохранились обугленные пшеничные и ржаные зерна.
Вдоль всех восточных помещений со стороны двора располагался навес, крытый черепицей. Одно из расположенных здесь небольших помещений, соединенное с другими узким коридором, имело вымощенный морской галькой пол на известково-песчаном растворе. Исследователи по-разному интерпретируют эту постройку. Одни видят в нем баню, другие – андрон – специальное помещение древнегреческого или древнеримского жилого дома, предназначенное для празднований и пиров, куда допускались только мужчины.
Полученный за время раскопок памятника археологический материал указывает на то, что усадьба возникла не ранее рубежа третьей и последней четвертей IV в. до н. э. В конце первой трети ΙΙΙ в. до н. э. усадьба погибла в пожаре, связанным с какими-то военно-политическим событиями, затронувшими и другие античные усадьбы Северо-Западного Крыма.