Скульптурные изваяния на позднескифских памятниках

 

Каменные изваяния обнаруживают на памятниках поздних скифов в Юго-Западном, Северо-Западном и Центральном Крыму. В разное время к этому типу находок обращались И.П. Бларамберг, В.П. Бабенчиков, П.Н. Шульц, О.Д. Дашевская, Э.И. Соломоник, Е.А. Попова, В.C. Драчук и М.Я. Чореф. Особое место в изу­чении памятников этого рода принадлежит Н. А. Богдановой, опубликовавшей целую группу надгробных изваяний из раскопок Заветнинского могильника. В настоящее время известно около ста позднескифских надгробий первых веков на­шей эры. Большая часть изваяний найдена на некрополях Усть-Альмы, Брянское, Скалистое, Краснозорье; на городище у с. Вилино и в г. Бахчисарае. Находки из Централь­ного Крыма представлены фрагментом антропоморфной стелы из Битакского могильника и двумя изваяниями, найденными на городи­ще Неаполь скифский. Коллекция известных скульптур значительным образом пополнилась в результате раскопок на некрополе Киль-Дере осенью 2020 - зимой 2021 гг.

А.А. Волошинов предложил по визуальным признакам разделить такие находки на пять групп: 1) антропоморфные сте­лы с выделенной головой и плечами, без изоб­ражений; 2) стелы с изображением контура человеческого лица — личины; 3) изваяния с выделенными чертами лица или контурами рук; 4) статуарный рельеф; 5) плиты с выделенным фронтоном или подтреугольной формы выступом. Так, к первой группе относится фрагмент стелы, найденный на могильнике Озерное II. Антропоморфная стела изготовлена из местного известняка. Сохранившаяся верх­няя часть представляет собой плоскую плиту прямоугольного в плане сечения с выделен­ной головой, имеющей округлую форму. От головы без проработки шеи отходят корот­кие плечи. Нижняя часть памятника была утрачена в древности.

Неизвестно, как именно использовались эти изва­яния. Возможно, они не были связаны с по­гребальным обрядом и имели культовое на­значение. Некоторые стелы через какое-то время могли употребить, например, в качестве закладной плиты. Так это произошло по какой-то причине с изваянием, найденным в восточной части Усть-Альминского некрополя в 1993 г. Памятник явно вторичного использования был зафиксирован в качестве одной из плит заклада подбойной могилы № 333. Высота — 0,51 м, ширина 0,2 м, толщина 0,09-0,12 м. Еще одна стела происходит из поселения у с. Вилино, она находилась к за­паду от цоколя сырцово-каменной стены постройки эл­линистического времени, в более поздней кладке. В верхней поло­вине изваяния подтеской выделена голова и короткая шея, переходящая в туловище трапециевид­ной формы. В нижней части распо­ложен шип для установки в каменное основа­ние-базу. Неглубокими канавками переданы черты лица: прямой горизонтальной — брови или надбровные дуги, а также рот; глаза и нос — двумя спиралевидными, расположен­ными горизонтально с небольшим наклоном; ноздри П-образной линией, опущенной кон­цами вниз. В верхней половине туловища изображен крупный тамгообразный знак. Впрочем, это могут быть и контуры рук. Аналогичной по форме является стела, найденная на городище Кермен-Кыр, а подоб­ную трактовку лица можно увидеть на памят­нике из с. Заветное. Вилинское изваяние датируют временем не ранее II в. до н.э, а учитывая наличие на этом памятнике культурного слоя I—II вв. н. э., скорее первыми веками н.э.

Коллекция антропоморфных стел и рельефов из раскопок городища Алма-Кермен и Заветнинского могильника является одним из крупнейших собраний скульптуры с территории варварских городищ и некрополей Крыма. Отсюда происходят коллекция из 12 стел, найденных исключительно в процессе археологических раскопок, что существенно повышает ее значение. Однако, как и на других варварских некрополях этого региона, ни одно надгробное изваяние не было найдено in situ. Это обстоятельство не позволяет установить точную дату памятников, но благодаря изображенным атрибутам, имеющимся аналогиям и археологическому контексту, основную часть памятников следует отнести к I – III вв. н. э. Мраморные рельефы (№№ 11, 13), вероятнее всего, были доставлены на городище в готовом виде. К большому сожалению, из-за фрагментарности они не дают четкого представления об изображенных сюжетах. Но даже в такой сохранности они имеют большое значение, поскольку являются еще одним из свидетельств присутствия на Алма-Кермене воинов XI Клавдиева легиона. Косвенным подтверждением римского присутствия являются стопы статуи (№№ 14, 15).

Ряд заветнинских изваяний (№№ 1–10) имеет особое значение для изучения варварской скульптуры. Широкую известность приобрели стелы №№ 1–4, представляющие особый интерес для исследователей. Все они выполнены из мшанкового известняка, месторождения которого имеются вблизи с. Заветное. Исходя из особенностей обработки и морфологии, а также высокого качества камня можно предположить, что для изготовления памятников скульптуры использовались заготовки, добываемые в специальных каменоломнях. Характер обработки указывает на существование определенного набора инструментов. В частности, заметны следы шпунта и скарпели с шириной лезвия около 2,5–3 см. Заметны также следы разметки изображения и абразивной обработки (заглаживания царапин и следов подтески). Для создания сюжета использовались различные виды резьбы: горельефная, барельефная, плоскостная. Лицевая, а иногда и боковые поверхности, зашлифовывались.

Безусловно примечательной является находка в 1995 г. стелы на некрополе позднескифского городища у с. Краснозорье. Изваяние обнаружено в отвале одной из ограблен­ных могил. Его высота составляет 0,82 м, наибольшая шири­на — 0,26 м, толщина — 0,08-0,14 м. Антропоморфное надгробие — в виде из­вестняковой плиты неопределенной формы. Основным элементом скульптуры является тщательно проработанное барельефное изображение мужского лица в верхней ее части. Лоб низкий, глаза поставлены доволь­но близко и хорошо выделены на общем фоне, нос несколько удлиненный и уплощен­ный, усы немного свисают книзу, губы плот­но поджаты, отчетливо выделенная борода имеет клиновидную форму. Рельефный ва­лик, обрамляющий голову и относительно высоко поднятый над лицом, скорее всего, изображает видимую часть головного убора. Возможно, еще одной деталью одежды (воро­том рубахи или кафтана) является клино­видная подрубка в средней части стелы. Единственный признак обработки тыльной стороны — небольшая подтеска централь­ной части и короткая вырубка в нижней части плиты. В литературе этой стеле прямых аналогий нет. Яркая индивидуальность это­го изваяния позволяет допускать его возмож­ную связь с традициями херсонесской над­гробной скульптуры римского времени. Памятник может быть датирован I—II века­ми н.э.

Е.А. Попова называет позднескифские изваяния первых вков нашей эры лишь «отголосками традиций более раннего искусства». Такие памятники об­наруживают связь с ранней сарматской скульптурой, напоминающей «скифские ка­менные бабы», но являющейся при этом бо­лее схематичной. На ней грубо моделирова­лась только голова и туловище, а детали костюма не отмечались. Это, а также наличие на некоторых стелах тамгообразных знаков, позмолило многим исследователям связать антропоморфные стелы с сарматским влиянием. П.Н. Шульц считал, что антропоморфные стелы с шипами устанавливались на грунто­вых некрополях в предгорьях и были порож­дены оседлой жизнью, а стелы без шипов преобладали в степях и ставились на курга­нах. По мнению Т.Н. Высотской, поздние скифы не ставили изваяний на грунтовых могилах, а если это и происходи­ло, то из-за желания «скифов, живших в сар­матской среде, возвеличить авторитет сопле­менников, запечатлевая их в образе героизированного умершего». Она также предполагает, что надгробные памятники на некрополях крупных поселений и городов устанавливались реже, чем на периферии, связывая такое положение с сильной сарматизацией мелких поселений.

Установка надгробных памятников в Юго-За­падном Крыму имела место практически на каждом ныне известном позднескифском мо­гильнике. Причем, наибольшее количество изваяний найдено на крупнейших из них (Усть-Альминское, Алма-Кермен, Краснозорье). Исключением является долина р. Бель­бек, где обнаружена только одна база. Па­мятник варварского облика происходит из могильника у совхоза №10 в Инкерманской долине. Неясно, чем была вызвана установка стел. Их количество на памятниках неравномерно. Так, на некрополе Усть-Альмы при изученных, более чем 1300 погребениях, известны не более десятка стел. В то же время над большинством погребений Танковского могильника, в изго­ловье, и в одном случае — в ногах погребен­ного, непосредственно на плитах перекры­тия, устанавливались стелообразные камни высотой 0,6-0,7 м. При этом на 0,2-0,3 м они возвышались над древней поверхностью. На многих позднескифских некрополях могилы отличались просто вертикально стоящими плитами, вымостками или группами камней. Для отметок иногда использовались фрагменты надгробий, как, на­пример, стела № 6 Заветнинского могиль­ника, которая была вертикально вкопана в изголовье погребения. Одна из могил Краснозоринского некрополя была отмечена фрагментом сте­лы, вкопанной вниз головой. За­частую эти памятники использовались в конструкциях погребальных сооружений как строительный материал, к примеру, Усть-Альминские стелы, найденные в 1993 и 1997 гг., и фрагмент надгробия из Битакского могильника.

На первый взгляд, такое использование яв­ляется неуважением к предкам. С другой сторо­ны, возможно, это продолжение древней скифс­кой традиции «захоронения» изваяний. Так, преднамеренно захороненные стелы IV века до н.э. были найдены в Ставропольском крае. Возможно, отголоском еще одного древнего обычая, является обезглавливание стел. По мнению П.Н. Шульца, оно происходило в половецкое время. Этому противоречит Краснозоринская стела, обезглавленная в древности и тогда же вкопанная вниз «головой» в качестве отметки над могилой. Отчасти это может быть доказа­тельством того, что в первые века н.э. существо­вал так называемый срок действия изваяний, подобно сроку ранних памятников.

Вероятно, в традиции установки надгро­бий, немаловажную роль играл территори­альный или региональный аспект. В Юго-Западном Крыму более популярны были антропоморфные сте­лы, менее — рельефы, а еще менее — статуар­ные рельефы; напротив, в Северо-Западном и Центральном наибольшее распространение получают именно рельефы, а антропоморф­ные стелы составляют меньшинство. Такую разницу можно было бы объяснить либо различным этническим составом этих ре­гионов, либо различной степенью влияния боспорской скульптуры на традиции варваров. Оно выразилось не только в появлении многоярус­ных рельефов, антропоморфных стел «боспорского типа» и заим­ствовании сюжетов, но, вероятно, в полихромном характере некоторых памятников и, несомненно, в появле­нии на них греческих надписей.

Традиция установки надгробных памятников в Малой Скифии, судя по всему, получает свое наибольшее распространение в I—II вв. н.э. и к III—IV вв., вместе с притоком нового населения, постепенно затухает. Все иссле­дователи, касавшиеся этой проблемы, предд­лагали свои схемы группировки или класси­фикации антропоморфных памятников. П.Н. Шульц разделил памятники этого времени на стелы с шипами (порожденные оседлой жизнью) и без шипов (степные), не содержащие признаков античного влияния. B.C. Драчук, го­воря о памятниках, принадлежащих, по его мнению, сарматам, дает описание двух видов стел: изготовленных из естественных камней антропоморфного облика и представляющие собой схематически выполненную верхнюю часть человеческой фигуры с едва намечен­ными головой и плечами. Е.А. Попова выделяет изваяния, в ко­торых заметна генетическая связь со скифс­кими IV—III вв. до н.э.; памятники со скифс­кой традицией, но с сильным греческим влиянием; надгробия характерной для Боспо- ра формы и примитивные антропоморфные изваяния. Э.И. Соло­моник различает два типа — с рельефным или прорезанным изображением человека, и в форме более примитивных памятников. О.Д. Дашевская делит надгробные антропоморфные памятники на каменные бабы (стела № 3 Заветнинского мо­гильника) и стелы, среди которых различает изваяния в виде фигур с оружием, атрибута­ми, без ног; стелы с примитивными фигура­ми; примитивные изваяния с сарматскими знаками. Каждая из таких классификаций может быть правильной в зависимости от того, ка­кие признаки, по мнению автора, считаются существенными, а какие нет

Список литературы
Волошинов А.А. Надгробная и вотивная скульптура городища Алма-Кермен и Заветнинского могильника // История и археология Крыма. 2015. № 2. С. 270-294.
Волошинов А.А. Новые памятники позднескифской скульптуры из Юго-Западного и Центрального Крыма // Труды ГИМ. Поздние скифы Крыма. - М., 2001. - С. 147-155