Керамические сосуды являются самой распространенной категорией находок из памятников античного времени в Крыму. Из всего разнообразия глиняной посуды особый интерес представляют так называемые «мегарские чаши». Интерес этот связан, в первую очередь, со своеобразным художественным изяществом изделий, а также кратковременностью моды на подобные сосуды, что делает их бесценными хронологическими индикаторами при датировке комплексов, в которых их находят.
Мегарские чаши — это сосуды с рельефным орнаментом и лаковым покрытием. Производство этих чаш возникло в Афинах в начале последней четверти III в. до н.э. В короткое время сосуды приобрели необыкновенную популярность и их выпуском начали заниматься многочисленные мастерские в других городах. Название своё они получили от г. Мегары в Греции, где располагался один из центров их изготовления. Мастерские располагались не только на территории материковой Греции, но и в Малой Азии. Для примера можно назвать Коринф, Аргос, Пергам, Эфес, Милет, Смирна, Киме. Данные сосуды также становятся популярным предметом торговли. Это привело к тому, что много мастерских производило сосуды не только на потребности локального рынка, но также на экспорт. Доказательством этой потребности являются находки импортных сосудов на территории всего бассейна Средиземного моря, а также на северном побережье Чёрного моря.
Особое распространение этих сосудов приходится на II–I вв. до н. э. Подавляющее большинство мегарских чаш, найденных в Крыму, были произведены в Ионии – области на западном побережье Малой Азии, хотя на Боспоре существовали и собственные мастерские по производству этого типа посуды.
Изготавливались мегарские чаши в формах. Украшались розетками (в виде стилизованного распустившегося многолепесткового цветка), гирляндами, меандрами (коленчатыми линиями с прямыми углами) и другими узорами. Часто на сосудах можно встретить изображения людей и животных, мифические сюжеты. В одном из разграбленных погребений грунтового могильника городища Куру Баш в окрестностях Феодосии найдена одна неординарная по орнаментации мегарская чаша. Орнаментальный мотив трехъярусной композиции состоит из венка из стилизованных листьев плюща в первом ярусе; букраниев (голов крупного рогатого скота), декорированных гирляндами цветов и фруктов, украшенных лентами и ветвями с длинными, узкими листьями — во втором. В третьем ярусе присутствовали изображения сосудов — лагиноса, кубка и амфоры. Чаша датируется серединой II в. до н. э. и, по-видимому, была изготовлена на Боспоре специально для праздничных возлияний в честь Диониса. Возможно, она принадлежала одному из участников культовых церемоний.
В качестве другого примера можно привести мегарскую чашу из могильника Беляус в Северо-Западном Крыму, стенки которой украшали изображения Эротов, играющих на музыкальных инструментах.
Большинство найденных в Крыму мегарских чаш происходит из раскопок древнегреческих городов. В фондах Восточно-Крымского заповедника в Керчи хранится около 2000 экземпляров таких сосудов, найденных на античных памятниках Керченского полуострова – в Нимфее, Мирмекии, Тиритаке, Порфмии. Чаши из этих памятников чаще всего декорированы разнообразными фигурами, растительными мотивами, чешуйчатым орнаментом, длинными лепестками. Некоторые чаши имели клейма. Из клейменых чаш чаще всего встречается сигнатура (знак) боспорского гончара Деметрия (DHMHTPIOY).
За пределами античных городов целые и фрагментированные мегарские чаши встречаются не очень часто. Фрагменты таких сосудов были найдены при исследовании некоторых позднескифских памятников, таких как городища Чайка и Кара-Тобе в северо-западном Крыму, на городище Кульчук на Тарханкуте. Известны находки отдельных сосудов из Беляусского некрополя, фрагменты из Неаполя скифского и Булганакского городища. Один фрагмент мегарской чаши найден при исследовании поселения Золотое Ярмо.