Каменные стелы или каменные бабы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. Основную часть древнейших каменных статуй оставили индоевропейцы, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины, а также в Крыму в период раннего металла (энеолит и бронза 4—2 тыс. до н. э.). К ним часто относят нижнемихайловскую, ямную, катакомбную археологические культуры. Также антропоморфные стелы присутствуют в кеми-обинской культуре.
Изучение монументальных скульптур, типа стел, эпохи энеолита-бронзы, продолжаются не одно столетие. Но среди исследователей так и не было выработано общее мнение относительной культурной принадлежности этих антропоморфных скульптур из камня. В настоящее время по данному вопросу сложились два направления. Сторонники перового (Лесков, Телегин, Хоуслер) относили стелы к доямному энеолитическому населению, рассматривая их как составные элементы святилищ. Представители второго рассматривают изваяния как часть идеологической атрибутики различных культур, преимущественно носителей ямной общности (Даниленко, Рычков, Чмыхов). Большое количество стел, найденных в Крыму, рядом исследователей (А,А Щепинский, Д.Я. Телегин) относятся носителям «кеми-обинской культуры». В свою очередь они предлагали гипотезу, согласно которой, представители ямной культуры, проникавшие в общность кеми-обинцев перенимали обычаи изготовления стел. Делом рук этих отдельных групп являются поздние грубообработанные стелы.
В настоящее время на территории Крыма найдены 35 каменных стел, которые, по всей видимости, были изготовлены для последующей установки над курганным погребением. Все они были выявлены в районах с выходом камня – на Керченской полуострове (13), в Предгорном Крыму (6), и Северо-Западном Крыму (14). Условия их обнаружения различны. Например, одна из наиболее выразительных стел, найденная у с. Казанки Бахчисарайского района, располагалась вблизи курганов. Но, ввиду отдаленности, не может быть с полной уверенностью отнесена к погребениям. В целом по условиям находок все стелы разделены на три группы:
- Являющиеся элементом погребальной конструкции в составе перекрытия
- Обнаруженные либо в насыпи кургана, либо в составе кромлеха, или рядом, но не привязанные к определенному погребению
- Случайно найденные
К последней группе относятся наиболее известные и интересные стелы, обнаруженные в 1950-60-х гг. в Крыму у поселений Верхоречье, Казанки и Ак-Чокрак, а также стела из Тиритаки. Из всех выявленных изваяний лишь они имеют изображения. Остальные представлены достаточно простыми рельефными формами. Тщательно отшлифованные диоритовые приблизительно полутора-метровой высоты изваяния завершаются полукруглыми выступами, имитирующими головы. Внизу они грубо обколоты, чтобы удобней было вкапывать в землю, возможно, в вершину кургана. Рассмотрим эти стелы подробнее.
В 1953 г. у с. Казанки в горном Крыму было обнаружено каменное антропоморфное изваяние — одно из серии аналогичных скульптур, распространенных в III — начале II тыс. до н. э. в Северном Причерноморье. На изваянии низким рельефом обозначены лицо в виде буквы Т, руки и пояс. Все это вполне обычно для антропоморфных стел бронзового века. Необычно же то, что ниже пояса на стеле помещены две дополнительные фигурки людей. Они стоят в геральдической позе — расставив ноги, протянув друг к другу руки на уровне плеч в центре композиции и подняв полусогнутые руки над головой по ее краям. Издавший стелу А. А. Щепинский, интерпретировал это изображение как сцену ритуального танца при погребении.
В 1967 г. недалеко от Казанков в урочище Ак-Чокрак на территории Бахчисарайского эфиросовхоза найдено другое изваяние, очень похожее на первое. И здесь рельефно обозначены лицо в виде буквы Т, руки и пояс; и здесь ниже пояса две фигурки людей. Но есть и отличия: за пояс заткнут топор, а на оборотной стороне статуи мы видим двух животных, вероятнее всего лошадей. Они ориентированы в ином направлении, чем фигурки людей, вдоль, а не поперек длинной оси стелы и стоят одна за другой, а не в геральдической позе. Положение рук у людей также не совсем такое, как в Казанках: поднятые вверх руки находятся тут в центре композиции, а не по ее краям; руки, обращенные вовне, полусогнуты и опущены. Повторение дополнительных фигур со стелы из Казанков еще на одном крымском изваянии показывает, что перед нами отнюдь не случайная деталь, а какой-то важный для создателей антропоморфных памятников сюжет. Иное положение рук у человечков; то, что двум фигуркам людей соответствуют две фигуры лошадей, заставляет с осторожностью отнестись к предположению, что и на этой стеле изображен ритуальный танец.
На трех стелах (Верхоречье, Казанки, Ак-Чокрак) в нижней части в характерной позе изображены пары «близнецов», а на стеле из Верхоречья есть и изображения животных. Зеркальная симметрия «близнецовой» пары, стиль изображений и поза фигур с характерным «овальным» изгибом рук указывают на несомненную принадлежность этого круга изображений к единому художественному канону.
В высокой степени интересной является находка в Тиритаке двух превосходно сохранившихся, высеченных из известняка антропоморфных стел (рис. 3) (третья, аналогичная стела, оказалась сильно фрагментированной). Стелы были в свое время использованы в качестве строительного материала: они обнаружены в кладке фундаментов монументальной стены одного из городских сооружений, относящегося, по-видимому, к V в. до н. э. Очевидно, где-то в районе Тиритаки находились восходящие к глубокой древности туземные погребения, с которыми и были связаны эти стелы. Обе стелы в схематизированной форме воспроизводят человеческие изображения, причем скульптурное оформление этих изваяний до такой степени примитивно, что они по существу чрезвычайно близки к памятникам типа менгиров. Плиты, суживаясь книзу, в верхней части имеют прямоугольные очертания с небольшим округлым выступом посредине, изображающим голову. Все изобразительные элементы, выполненные в виде плоского рельефа, сосредоточены на передней стороне стел, тыльная сторона их имеет гладкую поверхность. Одна из стел (высота - 1,28 м, наиб. ширина - 0,63 м, толщина - 0,13 м) изображает женщину, как это явствует из наличия схематически обозначенных грудей.
Вторая стела (высота - 1,40 м, наиб. ширина - 0,55 м, толщина - 0,17 м), не имеющая этих признаков, является, очевидно, изображением мужчины. Глаза и рот выполнены в виде небольших углублений. По обеим сторонам от головы изображены руки - вдоль верхнего края плиты высечены плоские горизонтальные полосы, долженствующие обозначать плечи, которые затем переходят под острым углом в предплечья и заканчиваются громадными кистями рук со старательно, но очень грубо показанными пальцами. Найденные в Тиритаке стелы по характеру трактовки человеческого образа довольно близки некоторым западноевропейским так наз. "статуям-менгирам" эпохи бронзы7. Для датировки тиритакских менгиров решающее значение имеет найденная сравнительно недавно в Румынии, близ Гамангии (Добруджа), "статуя-менгир", изображающая женское божество, чрезвычайно сходное в основных чертах со стелами Тиритаки, хотя по сравнению с последними менгир из Гамангии более усложнен изображением целого ряда дополнительных элементов8. Менгир из Гамангии найден в кургане, датируемом по находкам временем позднего энеолита или даже скорее эпохой развитой бронзы (в районе Нижнего Дуная), т. е. приблизительно серединой второго тысячелетия до н. э.