Могильник Лучистое расположен в 4 км к северо-западу от одноименного села (Муниципальное образование Городской округ Алушта), у юго-западного подножья горного массива Демерджи, на склонах холма, примыкающего к позднесредневековой крепости Фуна. Функционировал могильник на протяжении длительного времени - с конца IV в. и до третьей четверти XVIII в. Полученные в процессе раскопок памятника археологические материалы впервые позволили изучать погребальный обряд, материальную и духовную культуру средневекового населения Юго-Западного Крыма на протяжении столь длительного периода. Благодаря многочисленным, зафиксированным in situ (т.е. на первоначальном месте) находкам из закрытых комплексов, памятник стал эталоном для разработки хронологии средневековых древностей Крыма.
В 1984 году на северо-западном участке могильника был открыт склеп № 36, в котором было погребено 18 человек в три яруса. Найденный в склепе разнообразный погребальный инвентарь позволяет датировать комплекс конца VI - первой половиной VII века.
Среди захоронений особо выделятся погребение 7 (рис. 1) с парой бронзовых застежек-фибул (рис. 2) (длина 17,7 и 17,8 см, ширина головок 8,2 и 8,3 см), покрытых толстым слоем позолоты, с полукруглой головкой, широкой пластинчатой спинкой и ромбовидной ножкой с выступом в виде головы животного на завершении. Головка и ножка покрыты завитками в виде запятой. На ножке завитки вписаны в ромбы. Край головки отлит с шестью зооморфными выступами с раскрытыми птичьими клювами и трапециевидными шеями. Два центральных зверя держат в клювах стилизованную человеческую голову. На спинке в центре орнаментальной композиции расположены концентрические круги с точкой. Между двумя крайними кругами вписана цепь. Боковые стороны ножки украшены звериными головами и схематизированными изображениями лежащих зверей. На некоторых зооморфных выступах при отливке сделаны углубления, имитирующие выемки под чернь. В декоре фибулы использованы как элементы т.н. «I скандинавского звериного» стиля, так и орнаментальные мотивы, характерные для Дуная.
Ранее на полуострове уже встречались находки изделий, изготовленных в таком стиле. В качестве примера можно привести орнаментированную пряжку из Скалистинского могильника в Юго-Западном Крыму (рис. 3). Она имеет признаки, названные Бернахрдом Салиным «скандинавским стилем». А.К. Амброз предполагал, что в этом регионе, потомки мигрировавших в Крым гепидских ремесленников (гепиды – одно из германских племен) изготавливали такие пряжки, украшенные искаженным «скандинавским» звериным стилем во второй половине VII века. Некоторые детали, в частности птичьи головы, присутствующие на фибулах, распространенных в Поднепровье, Крыму, Южной и Центральной Европе также имеют скандинавское происхождение.
Фибулы из Лучистого имею несколько особенностей. Декор застежек был выполнен при отливке, тогда как скандинавские украшения изготовлены в технике гранчато-выемчастой резьбы. Обычные для скандинавских вещей треугольные гнезда по чернь создатель лучистинских фибул только имитировал. Он также сильно исказил не понятый им зооморфный сюжет на дужке фибул. На место их изготовления может указать орнамент на дужке – цепь в центральной розетке и на ее переднем скате. Этот элемент декора типичен для гепидских и остроготских фибул VI века из Подунавья. Скорее всего, фибулы из Лучистого являются самыми ранними из известных в Крыму образцов ювелирного стиля, сформировавшегося после разгрома гепидов во второй половине VI века.