Фибулы из Ногайчинского кургана

Ногайчинский курган, расположенный у села Червоное Нижегорского района, был исследован А. А. Щепинским в 1974 году. Все погребальные сооружения, за исключением одного, относились к бронзовому веку. Исключение составляло захоронение женщины 35-44 лет с огромным количеством вещей из драгоценных металлов, являющихся шедеврами мастеров античности, относящиеся к сарматской культуре. К счастью археологов, погребение не подвергалось разграблению. Многочисленные находки позволяют с уверенностью считать, что в кургане была захоронена весьма знатная особа. Среди прочего погребального инвентаря особый интерес вызывают фибулы.

.Датировка предметов у исследователей разнится: А. А. Щепинский в своих публикациях указывал временной промежуток конца II века до н.э. – I века н.э. Другие исследователи считают иначе. Например, в 2003 году сотрудники Крымского филиала Института археологии НАН Украины В.И. Мордвинцева и Ю.П. Зайцев предположили, что погребение следует датировать началом – первой половиной I в. до нашей эры. В женском погребении Ногайчинского кургана, в деревянной шкатулке рядом с правой берцовой костью погребённой были найдены две фибулы:

Фибула в виде дельфина. Фибула пружинная зооморфная. Изготовлена из золота 900 пробы, горного хрусталя и железа. Корпус из хрусталя в виде дельфина. Корпус венчает золотая головка. На темени изогнутый плавник, по бокам два плавника с выделенными перепонками. Круглые глаза окружены врезными линиями, изображающими ресницы. От подбородка вниз отходит золотой плоский штырек, в котором поперечно закреплена железная ось пружины. Край головы подчеркнут кольцевой линией из шариков зерни и оформлен зубчиками, заходящими на хрусталь. Золотой хвост надет на корпус, конический, с горизонтальным хвостовым плавником. Край хвоста оформлен заходящими на хрусталь зубчиками и подчеркнут напаянной проволочкой. На нижней стороне хвоста расположен напаянный двойной золотой приемник со следами окиси от игл. Иглы и пружинный аппарат утрачены. Длина фибулы 7,8 см, максимальный диаметр 1 см, длина оси пружины 1,3 см, масса 29, 7 г.;

Аналогии застежки неизвестны. Исследователь Симоненко А.В. относит её к серии зооморфных фибул боспорского производства, бытовавших в I – начале II в. н. э.

в.jpgФибула-брошь с золотым каплевидным щитком, слегка изогнутым по длинной оси. Изготовлена из золота 750 пробы и бронзы. По длинной оси расположены две каплевидные вставки – верхняя гранатовая, нижняя выполнена из зеленого стекла в зубчатых кастах, окруженных проволокой с поперечными насечками. Застежка бронзовая, с 6-витковой пружиной с нижней тетивой и коротким приемником. Длина 4,2, ширина 1,5 см, масса 11,12 г.

Оправы в форме так называемого собачьего зуба характерны в целом для позднеэллинистической эпохи. Есть основания полагать, подобная техника крепления вставок получила распространение ещё с конца III в. до н. э. Таким же образом закреплены вставки на геракловых узлах диадем из Керчи и Итаки.

п.jpgЗолотая брошь. Основу изделия составляет круглый плоский щиток. В центре овальный кабошон матового светло-зеленого стекла в зубчатом касте, украшенном сканью, и оправе из золотых миниатюрных листьев. Под ней — сканный орнамент в виде "бегущей волны". Вокруг центральной вставки на щиток напаяны два концентрических ряда конусов, увенчанных шариком зерни и разделенных проволочкой. По окружности щитка – шесть каплевидных вставок сердолика в глухих кастах (две утрачены). К нижнему краю щитка припаяны десять круглых золотых петелек для подвесок (утрачены). Край броши оконтурен витой проволокой. С оборотной стороны напаяна застежка в виде плоского золотого крючка. Диаметр броши 5 см, размеры центральной вставки 1,52 х 1,1, малых 0,9 х 0,6 см.

Список литературы
Зайцев Ю.П., Мордвинцева В.И. Ногайчинский курган в степном Крыму // Вестник древней истории. – 2003. – № 3. – С. 61–99.
Симоненко А.В. Сарматы Таврии. – К.: Наукова думка, 1993. –144 с.
Щепинський А. Скарби сарматської знаті // Вісник АН УРСР. – 1977. – № 10. – С. 75–76.
Мордвинцева В., Трейстер М. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье во II в. до н.э. – II в. н.э. – Симферополь–Бонн, 2007. – Т. 1. – 308 с