В первые века н. э. в Северном Причерноморье появляется тяжелая конница - катафрактарии, атаковавшие сомкнутым строем, и вооруженные длинными пиками - контосами, которые удерживались обеими руками в момент атаки. Катафрактарии как вид тяжеловооруженной конницы и связанная с ними тактика возникли, вероятно, в Центральной Азии. Появление этого вида кавалерии и характерного для него способа ведения боевых действий в Северном Причерноморье связывают с сарматами. Заслуживает внимания недавняя находка фибулы с изображением атакующего всадника в подбойной детской могиле позднескифского Усть-Альминского некрополя.
Погребальный инвентарь, сопровождавший детское захоронение, позволяет датировать комплекс второй третью II в. н.э. Бронзовая фибула-брошь состоит из игольного аппарата в виде застёжки «смычкового» типа и круглого щитка (диаметр 3 см), плакированного тонкой пластиной с тисненным рельефным изображением скачущего вправо всадника, держащего копьё. Край щитка обрамлен ободком из выпуклых точек, под ногами коня – горизонтальная линия из таких же точек. Круглые броши с застежками «смычкового» типа наиболее характерны для второй половины I – II вв. н. э.
В Усть–Альминском некрополе найдены две однотипные броши с изображениями всадников, относящимися к другому иконографическому образу, в погребениях последней четверти I – начала II в. н. э. Всадник на щитке фибулы представлен на скачущей галопом лошади, с развернутым почти фронтально в три четверти корпусом, левым плечом вперед, с длинным копьём, удерживаемым двумя руками с правой стороны от корпуса коня. Конь изображен в так называемом опорном галопе, отличающемся от характерного для искусства эпохи классики и эллинизма «аттического» или «короткого» галопа. Появление этого типа галопа в античном искусстве связывают с изобразительной традицией Передней Азии, прежде всего, Ассирии и ахеменидского Ирана. Перечисленные особенности изображения отвечают основным признакам сложившегося в историографии понятия о «сарматской посадке», впервые сформулированного В.Д. Блаватским. Исследователь высказал предположение о существовании особого способа конного боя, свойственного сарматам, при котором тяжеловооруженные всадники-катафрактарии атаковали противника, повернув корпус левым плечом вперед, бросив повод и удерживая длинное копье двумя руками. Основанием для такого предположения послужили изображения всадников в боспорских памятниках изобразительного искусства первых веков нашей эры.
Учитывая вероятность изготовления брошей рассматриваемого типа на Боспоре, можно предположить, что представленный на щитке фибулы героизированный образ всадника, соответствующий особенностям боспорского изобразительного канона, зафиксированного на монетах, воспроизводит статуарное изображение одного из царей Боспора конца I – первой половины II вв. н.э.