Фибула-брошь из Ногайчинского кургана

Удивительная находка была обнаружена в кургане, расположенном у с. Червоное Нижнегорского района. Само погребение имело высоту 8 метров и диаметр около 80 метров. Впускное погребение датируется  I - первая половина II вв. н.э и сделано в курган эпохи бронзы. Исследования здесь в 1974 году проводил А. А. Щепинским. Контуры погребального сооружения не прослежены. На глубине стоял "прямоугольный деревянный ящик" размерами 1,92 х 0,85 х 0,15 м. На нем прослежены остатки краски. По углам могилы сохранились круглые углубления от деревянных столбиков. "Ящик" был ориентирован по оси СЗ-ЮВ. В нем вытянуто на спине, головой на СЗ лежал скелет женщины. На шейных позвонках находилась гривна, по бокам черепа - серьги, на лбу - диадема, на запястьях и щиколотках - браслеты. Рядом с правой берцовой костью стояла деревянная шкатулка. В ней находились туалетные флаконы, фибулы, медальон, два перстня и кольцо, подвески в виде львиных голов, амулет. У правого плеча обнаружены кувшин и бальзамарий рядом с ним - зеркало. В области грудной клетки собраны бусы и золотые бляшки. Кисти погребенной покоились в серебрянных чашах. Около шкатулки найдены алебастровый сосуд, крас-нолаковая чашечка и алебастровая тарелка. Над скелетом выше его на 0,1 - 0,15 м по всему периметру могилы находились золотые бляшки. В области шеи обнаружена красивейшая застёжка из горного хрусталя в виде дельфина.

 Локаль­ное обособ­ле­ние Ногай­чин­ско­го кур­га­на (прежнее название с. Червоное - Ногайлы-Ахмат, Ногайчик) от дру­гих памят­ни­ков (побли­зо­сти не най­де­но ни одно­го погре­баль­но­го памят­ни­ка сар­мат­ско­го вре­ме­ни) не поз­во­ля­ет надеж­но соот­не­сти его с какой-то кон­крет­ной куль­ту­рой. В то же вре­мя, отдель­ные спе­ци­фи­че­ские при­зна­ки погре­баль­но­го обряда (сосре­дото­че­ние погре­баль­но­го инвен­та­ря спра­ва вдоль тела погре­бен­ной, руки в сереб­ря­ных чашах) и пред­ме­ты инвен­та­ря (чер­но­ло­ще­ный кув­шин, зооморф­ные под­вес­ки, грив­на, брошь, брас­ле­ты на ногах) ука­зы­ва­ют на бли­зость его архео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре При­ку­ба­нья элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да. Отсут­ст­вие в ком­плек­се рим­ской импорт­ной посуды, столь харак­тер­ной для элит­ных погре­бе­ний Ниж­не­го Дона пер­вых веков н. э., рас­смот­рен­ных Б. А. Рае­вым (1986), явля­ет­ся допол­ни­тель­ным аргу­мен­том в поль­зу его дати­ров­ки пред­ше­ст­ву­ю­щим вре­ме­нем, око­ло середи­ны I в. до н. э.

Найденная на груди погребенной женщины брошь -  с двумя иглами в виде дельфина, изготовленная из золота и горного хрусталя. Датировки подобных изделий – широкие: вторая половина II в. до н. э. – начало II в. н. э., но образцы зооморфных форм типичны в основном для второй половины I – начала II в. н. э.

Голова дельфина выполнена из цельной кованой пластины, детали (глаза, плавники) доработаны различными чеканами с внешней стороны. Снизу к голове дель­фина припаяна прямоугольная пластина с вертикальной стойкой, к которой на брон­зовой оси крепилась пружина железного двуигольного аппарата. Тулово дельфина выполнено из прозрачного горного хрусталя. Кончик хрусталь­ ного туловища вставлен в обойму из золотой пластины с зубчиками по краю, а эта обойма вставлена в колпачок, заканчивающийся хвостом. Снизу к колпачку припаян приемник для двух игл в виде полоски золотой пластины. В приемнике сохранились остатки железных игл. Изделие имеет вес  29.7 г.  и длину 7.8 см.

Золотые изделия хранятся в Музее исторических драгоценностей Украины в городе Киеве. 

Список литературы
Зайцев Ю.П., Мордвинцева В.И. Ногайчинский курган в степном Крыму // Вестник древней истории. 2003. № 3. С. 61–99
Щепинський А. Скарби сарматської знаті // Вісник АН УРСР. 1977. № 10. С. 75–76.
Ткаченко С. Могила царицы на Ногайчинском кургане // Крымская правда. 10.01.2010.