Важной категорией вещественных источников для ученых-медиевистов являются разнообразные типы поливной посуды. В Крыму многочисленные находки целых и фрагментированных глазурированных сосудов известны на более чем пяти десятках в большей или меньшей мере исследованных памятников XIII— начала XVI вв. Наиболее выразительные экземпляры происходят из крепостей Каффа, Алустон, Мангуп, Чембало, замков Чабан-Куле, Фуна, поселения Кринички II, христианских храмов у крепости Фуна, в с. Малый Маяк и на северо-восточном плече г. Аю-Даг. Среди поливных изделий выделим довольно интересные и нечасто встречаемые сосуды альбарелло.
Разнообразная глиняная посуда подразделяется на сосуды закрытой и открытой форм. К первым относят амфоры, кувшины, горшки, фляги – чьи емкости преимущественно закрыты стенками сосуда. Альбарелло – также сосуды закрытой формы, предназначавшиеся для лекарственных препаратов, парфюмерной продукции и других ценных жидкостей (масел, настоек и т.п.) Встречаются они гораздо реже, чем посуда других типов. Известно, что сосуды альбарелло изготавливали в городах Юго-Востока и Юго-Запада Крыма на протяжении середины XIV-XV вв.. Функционально близкие к аптечным амфорам и хорошо заметные среди других находок, они помогают исследователям отслеживать географию импорта крымских изделий на широкой территории Золотой Орды. Судя по надписям на подобных сосудах из Европы и изображениям на миниатюрах, эти сосуды предназначались для хранения лекарственных препаратов.
Крымские альбарелло в процессе производства вытягивались из одного куска глины, но их поддоны по способу изготовления делятся на налепленные и вырезанные. В первом случае поддон делался отдельно, в форме кольца или диска с выступающим бортиком; затем тулово и кольцевой поддон были соединены в одно целое. На внешней стороне придонной части, в месте соединения дна и поддона, может проходить трещина, валик или след от примазывания рукой поддона к дну. Во втором случае делали сосуд с массивным, плоским дном, в котором затем ножом вырезали полость поддона. На поверхности поддона могут остаться тонкие бороздки.
Все альбарелло поливные – с желтой или зеленой поливой, по ангобной подгрунтовке: ангоб белый или светлокремовый. По тулову сосудов сделана орнаментальная композиция в технике гравировки широкими и тонкими линиями по ангобу. В общих чертах сосуды повторяют одну форму. Это высокие, стройные сосуды с цилиндрическим, слегка стянутым посередине туловом, на кольцевом поддоне. В месте перехода тулова в плечико и придонную часть образуется ребро. Горло может быть цилиндрическим или раструбным с разными вариантами венчика. В придонной части тулово заужено или слегка расширено.
Внешняя поверхность (до уровня расширения в придонной части) всегда покрыта поливой по ангобной подгрунтовке. На внутренней поверхности в большинстве случаев ангоб доходит до нижнего ребра, а поливой покрыты только венчик или горло до середины его высоты. Практически все крымские альбарелло богато орнаментированы по горлу и плечику, а также поверхность тулова между плечиком («верхнее» ребро) и придонной частью («нижнее» ребро).
В зависимости от цвета поливы и техники нанесения орнамента, выделяют 3 подтипа: 1) с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке; 2) с зеленой поливой с гравировкой и резервом; 3) с желтой поливой с гравировкой и резервом. По морфологическим особенностям и размерам выделяется несколько вариантов данного вида изделий. Сосуды имели высоту от 10 до 24 см и максимальный диаметр 10 см.
Орнамент на тулове сосудов имеет вертикальную композицию двух видов: 1) поверхность делится прямыми гравированными линиями на четное количество секторов, каждый из которых украшается одним или двумя рисунками, повторяющимися через сектор; 2) поверхность украшена рисунком, элементы которого расположены в шахматном порядке. Среди основных элементов орнамента можно отметить следующие: полоса с S-образными фигурами; полоса-«елочка»; полоса из квадратов; заштрихованные полосы и сетки; завитки-спирали; палочка со спиралью; кружочки со стрелками, направленными вниз; удлиненные миндалевидные листья со штриховкой внутри; стилизованная виноградная лоза; ромбообразные фигуры (ромбическая сетка); пустые и с заштрихованной сеткой прямоугольники. Эти элементы орнамента, а также деление поверхности сосуда на вертикальные сектора встречаются на поливных кувшинах и блюдах из Херсонеса XIII–XIV вв.
Помимо Крыма на территории Золотой Орды аптечные амфоры, отличающиеся по форме, производились в Азаке, Маджаре, Царевском городище. Возможно, будут обнаружены и другие центры по их производству, но масштаб их выпуска за пределами Крыма несоизмеримо меньше.
А.Н. Масловский, рассматривая поливную керамику Юго-Восточного Крыма, относит альбарелло к торговой таре, перевозившейся со своим содержимым на большие расстояния. И.В. Волков отмечает, что альбарелло, относящиеся к группе Восточного Крыма, имеют особенность: внутренняя поверхность у них всегда покрыта поливой, так как мастера стремились предельно сократить возможность впитывания содержимого в керамику. Это позволяет предполагать, что альбарелло предназначались для лекарств и жидкостей, относящихся к врачеванию.
Н.М. Булатов предположил, что в этих сосудах, герметически закрытых, хранились дорогие благовония и лекарства, возможно, легко испаряющиеся. Доступ к ним был возможен только путем среза части горловины. Действительно, у некоторых миниатюрных альбарелло верхняя часть горлышка с венчиком срезаны острым инструментом. Причем, срез произведен после того, как сосуд уже был покрыт поливой – на срезе четко видны внутренний и внешний слой поливы, а между ними – глиняный черепок.
Известно, что альбарелло были широко распространены в средневековых мусульманских странах еще в домонгольское время. По мнению И.В. Волкова, слово «альбарелло» распространилось в Европе из итальянского языка, в который оно попало от испанских морисков. Само слово по происхождению арабское, одного корня с названием меры нефти – баррель.
А.Н. Кубе отмечает, что уже с середины XIV в. изготовление аптечной посуды играет в истории итальянского майоличного производства важную роль. Во второй половине XIV в., после эпидемии чумы, при больших монастырях в Италии стали создаваться госпитали с аптеками. Для убранства этих аптек требовалось огромное количество аптечной посуды. Стала изготавливаться специальная керамическая посуда – так называемые альбарелли (albarelli). Итальянские мастера покрывали сосуды белой оловянной глазурью (итал. alba rello от лат. аlbios – «белый», albarius – «беленый») и расписывали растительным орнаментом. Баночки для лекарств в Италии затем стали называть альбарелли или альбарелло.