Поясные пряжки являются достаточно распространенными находками в могильниках раннего железного века. Они помимо своего основного практического значения, носили и характер культурного маркера. Эти отличия могли заключатся в сюжетах, изображенных на металлическом изделии, и определять, как этническую, так и более специфическую принадлежность владельца. Интересными и немногочисленными пряжками являются скифские металлические изделия, которые украшены изображениями вооруженных всадников. Всего на Крымском полуострове обнаружены в разное время четыре такие поясные пряжки.
Речь идет о пряжках работы местных варварских мастеров. Такие изделия встречаются в скифском искусстве только в позднюю пору его развития – в V в. до н. э. и отличаются (если не считать произведений греческих ремесленников-ювелиров) почти уникальными сюжетами. Все пряжки были найдены при случайных обстоятельствах, причем три из них – еще в дореволюционную пору. В.С. Ольховский писал:
Пояс – непременная деталь повседневного военного костюма практически всех древних народов Евразии – вследствие плохой сохранности своей органической (обычно кожаной) основы в археологических материалах фиксируется редко. Свидетельством его наличия обычно являются находки металлических или костяных деталей поясной гарнитуры. изучение последних позволило заключить, что конструкция и декор пояса являются важными этнодифференцирующими признаками, а в ряде случаев служат и хорошими хронологическими показателями. Особое внимание, уделяемое поясу в фольклоре, эпосе и даже религиозно-мифологических представлениях кочевого и полукочевого населения Евразии, свидетельствует не только о его большой практической, но и о сакральной значимости; пояс нередко воспроизводится на памятниках монументальной скульптуры, в мелкой пластике, росписях и т. д.
В 1889 году под Симферополем, в Петровской балке местным жителем была найдена бронзовая пряжка от пояса, рельефно изображающая всадника. Затем она попала в руки археолога, члена Императорской археологической комиссии Н. И. Веселовского, который через два года посвятил данному предмету небольшую заметку, опубликовав ее в том же Симферополе:
Типичная шапка на голове всадника, узкие кожаные штаны, короткий кафтан в талию с первого раза убеждают нас, что мы имеем дело со скифом… Спереди пряжка выпуклая, а задняя ее сторона плоская. На этой последней находятся принадлежности для застегивания: толстый бронзовый крючок, помещенный под головой лошади, и шпенёк для ременной петли в виде буквы «т»… Всадник лихо несется во весь опор (в левую сторону), кого-то преследуя с целью поразить. Лицо его, обрамленное небольшой бородкой, представленной прямыми долевыми насечками, обращено немного к полю зрения. левою рукой он держится за уздечку, правою приготовился нанести удар каким-то оружием, которого не представлено, по-видимому, дротиком…
На голове надета войлочная шапка скифского образца, с затыльником, закрывающим волосы. Кафтан в талию короткий, узкие рукава имеют складки. Штаны узкие, не отделяются от сапогов, присутствие которых несомненно… Стремян нет, так как их у скифов не было… С боку (левого) прикреплен колчан (горит), не совсем отчетливо выраженный. Лошадь представлена в момент наибольшего скачка и как бы расстилается по земле. Передние и задние ноги расставлены на самое большое расстояние. На голове узда, уши припали книзу, челка откинута назад; хвост развевается по ветру и находится в горизонтальном положении…
Автор публикации отнес время бытования застежки ко II в. н. э. Кроме того, он выразил уверенность в том, что перед нами – произведение греческого мастера.
Рассматриваемая фигурка сделана так художественно, изящно, что ее нельзя приписать простой варварской работе, а необходимо видеть в ней произведение, явившееся под влиянием классического искусства, процветавшего в греческих колониях Тавриды.
Последний вывод, вероятно, несколько категоричен, но имеет под собой известное основание – реалистичность изображения всадника и коня, не свойственную позднескифским антропоморфным изделиям. Однако, согласно современной датировке, пряжка относится ко времени не позже второй половины IV в. до н. э. В публикации не упомянуты и две важные детали: всадник облачен в боевой пояс (на кожаный ремень вертикально нашиты узкие металлические пластины из железа или бронзы) – типичная деталь оборонительного доспеха скифских воинов; крючок на обороте пряжки имеет сильно стилизованную голову орлиноголового грифона.
Наиболее близкой аналогией симферопольской находке может служить бронзовая поясная застежка в виде скачущего всадника-воина, случайно обнаруженная в 2010 году в горном массиве Кубалач, между селами Сенное и дивное, Белогорского района, в Крыму. Пряжка частично повреждена: отсутствуют нижние части передних и задних конечностей коня, хвост. Авторы публикации, С. А. Скорый и Р. В. Зимовец, отмечают:
Фигура коня и большая часть туловища воина даны в профильном исполнении, барельефом, головы же всадника и коня – округлы, почти скульптурны… С оборотной стороны предмета (она плоская), в районе конского крупа расположен вертикальный штифт в виде буквы “т”, отлитый вместе с пряжкой, несомненно, для закрепления ее на ременной основе. Конник изображен несущимся во весь опор. На голове воина – шлем в виде фригийского колпака. Лицо, открытое от бровей до верхней части подбородка, достаточно выразительно. На всаднике – костюм скифского типа. Приталенная длинная куртка (или кафтан) со срезанными под острым углом полами подпоясана ремнем. Штаны – довольно узкие… на ногах скифики – мягкая обувь без каблуков. Левой рукой, почти у головы коня, всадник сжимает верхнюю часть повода. В правой руке, наизготовку, на уровне груди – короткий дротик с широким наконечником, располагающийся параллельно шее коня. На левом бедре конника прикреплен к поясу небольшой горит с луком… В целом изображение скачущего всадника весьма динамично и выполнено в достаточно реалистичной манере…
Пряжка отнесена в данной публикации ко второй половине IV в. до н. э. Не подлежит сомнению, что к изделиям этого же круга относится и фрагментированная бронзовая поясная пряжка, которую случайно обнаружили в период до 1914 года на территории города Керчи. В бурные годы революции и гражданской войны, пройдя через множество рук, вещь была увезена из России и ныне хранится в Берлине. Сохранилась примерно половина изображения коня и почти полностью – всадника. максимальная высота пряжки – 5,5 см. в целом, в позе керченского всадника отсутствует тот динамизм (порыв) несущегося галопом воина.
Несколько выпадает из данной группы еще одна великолепная поясная пряжка из Керчи, хранящаяся в фондах Государственного исторического музея в Москве. Прямоугольная железная основа предмета имеет золотую обкладку, на которой изображены методом штамповки два сражающихся всадника-варвара. По общему характеру и трактовке деталей эта сцена напоминает бляху из Геремесовского кургана, где показана схватка двух воинов, облаченных в металлические доспехи. Конструктивная схема застежки из Керчи претерпела уже значительные изменения по сравнению с более ранними скифскими образцами: наличие прямоугольного сплошного щитка с основным изображением; замена длинного стержня с головой хищной «птицы» на конце коротким массивным крючком, в котором из-за сильной схематизации с трудом можно различить мотив орлиноголового грифона. Это заставляет быть более осторожным с точной датировкой данного предмета: скорее всего, речь может идти о самом конце IV – рубеже IV–III вв. до н. э.
Металлические пряжки с изображениями конных воинов найдены, хотя и в небольшом количестве, только в Крыму. Видимо, здесь сказалось большое влияние на крымских скифов культуры и искусства близлежащих античных городов.