Сероглиняная керамика с черным покрытием (далее – СКЧП) – особая группа керамического материала, родственная с чернолаковой, от которой ее не всегда отличают. Сероглиняная керамика присутствует в археологических слоях практически всех античных памятников Северного Причерноморья, в том числе Ольвии, Боспора, Херсонеса и его хоры. С.Ф. Стржелецкий и Г.Д. Белов определяли ее как чернолаковую посуду низкого качества, которую производили в херсонесских мастерских. Данная точка зрения находила поддержку и позднее. В монографии Т.В. Егоровой, посвященной чернолаковой керамике Северо-Западного Крыма, есть специальный раздел «Керамика херсонесского производства», где сероглиняная посуда датирована автором периодом от середины IV до середины III вв. до н.э.
Тем не менее, эта категория находок, как показали раскопки в Северо-Восточном районе Херсонеса, достаточно выразительна и самостоятельна. Современный этап работ по исследованию этого района начался в 1974 г. экспедицией М.И. Золотарева. В ходе раскопок на различных объектах непременной находкой была сероглиняная керамика. Так, в 1989 г. в двух комплексах середины-начала второй половины IV в. до н.э. найдены рыбные блюда, многочисленные кувшины и небольшие чаши из серой глины. Самое общее сравнение типов сероглиняной керамики с керамикой Аттики и Ионии показало, что отдельные типы, например, кувшины, заимствованы, скорее всего, из Ионии, а другие – рыбные блюда – из Аттики.
На сегодняшний день в изучении СКЧП существует несколько нерешенных вопросов:
- если это местное производство (допустим, Херсонеса), то где его следы (печи, брак, заготовки и пр.)?
- когда оно появляется, как развивается?
- какие наборы изделий изготавливают «местные» мастера (то есть, какова типология и морфология этой керамики)?
- если это импорт (или не совсем удачная копия привозных сероглинянных сосудов – аттических, коринфских, лаконских и пр.), то каковы находки (и следы производства) этой посуды в греческих центрах?
В античных слоях Херсонеса Таврического городища и хоры СКЧП – не очень многочисленный, но обычный материал. Больше всего его в наскальном слое среди находок конца V – первой половины IV вв. до н.э. В качестве «примеси снизу» сероглиняная керамика присутствует и среди материалов позднеантичного-ранневизантийского времени. Она представлена сосудами закрытого и открытого типов. Это: 1) кувшины с «гофрированным» или гладким горлом, округлым или вытянутым туловом с уплощенными петлевидными и «двуствольными» ручками; 2) гуттусы (сосуды для дозирования жидкости по каплям); 3) небольшие чаши с утолщенной валикообразной закраиной, округлыми стенками и кольцевым поддоном; 4) миски с отогнутым наружу-вверх краем; 5) солонки; 6) миски разных размеров с загнутым краем; 7) тарелки с валикообразными закраинами; 8) блюдо с отогнутым краем; 9) рыбные блюда; 10) чаши с петлевидными горизонтально расположенными ручками. К этому перечню нужно добавить светильники.
Обычное покрытие СКЧП – ровного, чаще плотного темно-темно серого или черного цвета. Но морфологически СКЧП как бы «имитирует» основные формы чернолаковой керамики. Специально нужно отметить ее высокое качество и стандартизацию. Хронологические рамки ее бытования – вторая половина-конец V – первая половина – середина IV вв. до н.э. Неоднородность керамического теста этой группы находок позволяет предполагать поступление основной части сероглиняной керамики в Херсонес из Эгейской Греции (Аттики и Малой Азии), небольшого количества – из Ольвии. С В. Ушаков полагает, что центрами ее производства могли быть: 1) один из эгейских островов; 2) Малая Азия. По мнению А. Бутягина СКЧП имеет карийское происхождении. Совсем не отрицают исследователи производства некоторой (малой части) в самом Херсонесе во второй половине IV – первой половине III вв.