
Раскопки античного города Мирмекий на керченской земле вот уже который раз приносит «подарок» своим исследователям. В Крыму изучается большое количество античных памятников, но далеко не каждый из них может похвастаться «громкими» находками, а вот вроде не большой объект, раскапывающийся в восточной части современной Керчи может. То здесь найдут один уникальный монетный клада, то другой, то античные скульптуры, то… а вот об еще одной интересной находке, сделанной в 2017 году стоит остановиться подробнее.
Городище Мирмекий планомерно исследуется уже более 90 лет. За многие годы масштабных исследований здесь были получены значительные массивы данных о жизни древнего города, в т.ч. и эпиграфические памятники – тексты на различных поверхностях, прежде всего камне и керамики. Но не было обнаружено ни одного свинцового письма, несмотря на то, что такие находки уже известны в самых разных уголках Причерноморья.
И вот, такая находка случилась. В 2017 году в юго-западной части городища были продолжены исследования участка «ТС», расположенного возле скалы акрополя городища. На этой территории были открыты остатки двух последовательно существовавших усадеб, относящиеся к I–III вв. н.э. В римское время при их строительстве были разобраны все более ранние постройки, кроме того проблем археологам здесь доставили последствия взрыва авиационной бомбы во времена Великой Отечественной войны. Серьезно пострадала восточная стена постройки № 6 ранней усадьбы и помещение № 4. К счастью, южная стена этого помещения не была затронута взрывом. Это место было обследовано и здесь, ниже уровня стен римского времени, были найдены непотревоженные слои, предшествующие строительству усадьбы. Из этих слоев удалось извлечь обломки керамики IV в. до н.э., фрагменты обработанных костей животных и рога благородного оленя, а также небольшую свинцовую пластину, покрытую тонким слоем окисла.
После предварительной очистки стало ясно, что обнаружено развернутое свинцовое письмо с двусторонней надписью, причем внутренняя часть письма сохранилась очень хорошо.
Внешне оно представляет собой пластинку прямоугольной формы со скругленными краями. Ее размеры: 2,8–3,8 x 10,8 см. Поскольку такие «письма» передавались или перевозились в свернутом виде, а пластина была найдена в развернутой, то адресат, по всей видимости, сообщение прочитал. Судя по хорошо заметному сгибу по центру таблички, изначально она была сложена пополам.
Письмо представляет собой опистограф – двусторонний текст, нанесенный на лицевую (содержит семь строк и почти полностью сохранен) и на оборотную сторону пластины (представлено пять строк, текст частично утрачен или сильно поврежден).
Манера письма не отличается аккуратностью, что, видимо, объясняется тем, что автор торопился и в ряде случаев видны следы исправлений. Однако, в почерке при этом заметны и некоторые элементы изящества.
Письмо имеет следующее содержание:
«Бог! Судьба! Орей приветствует Пифокла. Были у меня тут проблемы с шеей, но я уже в состоянии открывать рот. Пришли мне гиматий, непременно пришли два ионийских гиматия на продажу. Имеется также раб на вывоз: мальчик Харион. Пришли также ΟΠΟΝΤΙΝ (?) и два или три пурпурных (одеяния) и передай кибернету Диодору. Будь здоров. Передай от меня письмо. Орей приветствует Керкио[…]. На корабле […] тебе будет место для соленой рыбы. Орей приветствует Сайхо[…]»
Документ этот, без сомнения, представляет собой деловое письмо. Одним из предметов переписки является гиматий – плащ, верхняя одежда, надевавшаяся поверх рубашки-хитона. Примечательно, что автор письма просит прислать один гиматий для личного пользования, а еще два – на продажу. Поскольку письмо было обнаружено в развернутом виде, оно было доставлено по адресу, из чего следует, что адресаты письма находились, а вероятнее всего, постоянно проживали на территории Мирмекия.
В письме также идет речь об одежде или ткани, окрашенной пурпуром, несомненно, предназначавшейся для продажи. В сочетании с предназначенными для продажи «ионийскими гиматиями», есть все основания полагать, что автор письма специализировался на транзитной торговле, перепродавая небольшими партиями высококачественную парадную одежду.
Упоминание кибернета, т.е. рулевого торгового судна, с просьбой передать ему ряд товаров показывает, что сообщение между отправителем письма и адресатом происходило водным путем, который для Причерноморья являлся основным.
На обратной стороне свинцовой пластины находилось второе письмо. Оно начиналось с приветствия некоему Керкиону. Отметим, что двусторонние письма, да еще и разным адресатам весьма редкая находка. Ближайший аналог происходит из Южной Франции, но он гораздо худшей сохранности. Далее письмо трудно читаемо, но его общий смысл, понятен: Орей предлагает Керкиону место на корабле для перевозки соленой рыбы, которая в те времена играла значительную роль в рационе древних греков и являлась важной составляющей северопричерноморской торговли.
В самом конце письма Орей, видимо, начинает третье сообщение и обращается некоему Сайхо. Если исходить из традиционной формулы приветствия после имени отправителя должно следовать имя адресата, так что остается предположить, что Орей в данном случае просто передавал привет кому-то из домочадцев, имя которого, что следует отметить, негреческое.
Исходя из особенности стиля и грамматики письма, датировать его можно концом IV – началом III вв. до н.э. Свинцовое письмо позволяет нам сквозь тысячелетия посмотреть на картину активной торговой и экономической жизни в Мирмекии в конце классической эпохи и начале эллинизма.