Такие находки по технологии изготовления, форме и способу соединения основных деталей пряжек: кольца, язычка и щитка исследователями распределяются на типы. Согласно классификации А.И. Айбабина к первому типу относятся бронзовые и серебряные пряжки, кольца и щитки которых отлиты вместе. Они имеют литой, с массивным концом язычок. Он подвижный и закреплен на бронзовом стерженьке, вставленном в отверстие в утолщенном месте перехода кольца в щиток. На обратной стороне щитка прикреплены два шпенька для крепления пряжки к ремню. По форме и орнаментации щитка пряжки I типа делятся на семь подтипов. Крымские варианты происходят их некрополей Херсонеса, Керчи, Чуфут-Кале, Тепсень, Скалистое, Верхоречье, Заветное и Бакла.
Во второй тип включены односоставные литых бронзовые пряжки, главной особенностью которых является то, что они не имеют щитка. По форме кольца и язычка они схожи с пряжками I типа. Но вместо щитка пряжки II типа снабжены прямоугольной или трапециевидной рамкой, с помощью которой они крепились на ремне. По способу крепления язычка среди пряжек II типа выделяется два подтипа. Экземпляры этого типа происходят из некрополей Скалистого, Тепсеня, Херсонеса. Аналогии найдены в Саркельском, Салтовском могильниках, в Волжской Болгарии, в Мыдлань-Шае.
Для типа III характерны литые бронзовые прямоугольные пряжки с поперечной перекладиной для язычка, служивших для прикрепления вспомогательного ремня к основному. Об этом свидетельствует найденный в Салтовском могильнике кусок поясного ремня, к которому с помощью пряжки III типа был прикреплен вспомогательный ремень. Аналогичная пряжка есть и в Подгоровском могильнике. В Крыму такие пряжки зафиксированы на Чуфут-Кале и Тепсене.
Салтовские поясные наборы, обнаруженные в Крыму, не повторяют друг друга по форме и набору бляшек и наконечников. Поясные украшения, за исключением двух штампованных бляшек, отлиты из бронзы. Поясные наборы салтовского типа бытовали как среди праболгар, так и среди сармато-аланского и готского населения Юго- Западной и Южной Таврики. Очевидно, здесь распространяется мода на салтовские поясные наборы. Время бытования этих поясов так же, как самой салтово-маяцкой культуры, определяется по комплексам с монетами, происходящими из катакомб Верхнего Салтова. По монетам из тех же комплексов С. А. Плетнева установила нижнюю и верхнюю даты разработанной ею периодизации безмонетных комплексов Дмитриевского могильника, содержавших поясные наборы,— вторая половина VIII—IХ вв.
В Крыму нет прямых данных для датировки времени появления салтовских поясных наборов первой половиной VIII в. Лишь в одном случае — в Чуфут-Кале, в разрушенном склепе 110, обломок салтовской поясной пряжки нашли вместе с золотой монетой Константина V Копронима (751—775 гг.) и монетой варварской чеканки, подражающей солидам Константина V. Это подтверждает общепринятую дату салтовских поясов.
В четырех комплексах с находками поясных наборов: ароматнинском, симеизском, скалистинском и чуфут-калицском — детали салтовских поясов лежали вместе с пряжками типа «Сиракузы». Из чуфут-калинского склепа №98 также происходит большая пряжка «готского типа», которая вышла из употребления не позднее конца VII в. Пряжки типа «Сиракузы» И. Вернер, Д. Чаллань и В. К. Пудовин датируют концом VI — первой половиной VII вв., А. К. Амброз — второй половиной VII — первой половиной VIII вв. Тем не менее, эти склепы следует рассматривать как семейные усыпальницы. Они использовались длительное время несколькими поколениями одной семьи. Следовательно, найденные в них поздние вещи не определяют время бытования ранних вещей, и наоборот.
Верхняя дата периода бытования деталей салтовских поясов в Крыму, очевидно, определяется временем прекращения существования салтово-маяцкой культуры в названном районе - начало X в. Напомним, что наиболее позднее из найденных здесь изделий подобного рода — салтовская поясная бляшка из Гончарного,— датирована A. Л. Якобсоном X в. Однако большинство публикуемых поясных наборов, видимо, находилось в употреблении во второй половине VIII—IX в. Только один набор найден в Симеизе с вещами — стеклянными браслетами, датируемыми как VII, так и X в.
Находка на Тепсеньском поселении формы для отливки салтовских бляшек и наконечников указывает на существование во второй половине VIII—IX в. в Восточном Крыму производства подобной продукции. Видимо, некоторые из деталей поясов изготовливали в Юго-Западном Крыму. К этой группе относятся неорнаментированные бляшки с прямоугольным приемником из скалистинских склепов 128 и 303а, среди которых есть две бракованные бляшки. У них при отливке не получились отверстия в приемниках для ремня.
Не исключено, что часть найденных в Крыму салтовских поясных наборов изготовлена за его пределами. Они могли попасть в Таврику в результате установления торговых контактов с некрымскими центрами производства салтовских поясных наборов. Развитию такой торговли, равно как и распространению в Таврике моды на салтовские поясные наборы, способствовала, политическая обстановка, сложившаяся тогда в Северном Причерноморье. В конце VII в. значительная часть Крыма попала в сферу влияния Хазарского каганата.
К середине VIII в. на территории, объединенной крепкой административной властью Хазарского каганата, завершилось формирование салтово-маяцкой культуры. Примечательно, что один из элементов этой культуры — мода на салтовские поясные наборы — распространяется среди алано-готского населения подвластной Хазарскому каганату Крымской Готии. Быть может, владельцами большинства таких поясов были коренные жители Готии, вступившие в военные отряды хазар и, видимо, как и все другие воины, прошедшие обряд посвящения.