Многие интересные открытия делаются совершенно случайным образом. Так произошло с необычной находкой, сделанной в одной из башен средневековой крепости Каламита в окрестностях г. Севастополя. Оборонительный комплекс крепости на протяжении своей истории претерпел несколько кардинальных изменений. Первые сооружения здесь были возведены еще в византийское время, в VI веке, а затем перестраивались пять раз вплоть до XVII столетия, когда на крымском побережье безраздельно господствовал турецкий султан. Однако, наиболее интересный и яркий период в истории крепости – генуэзский. Именно в это время Каламита в целом приобретает тот облик, который можно наблюдать и сейчас – шесть мощных башен, соединенных крепостными стенами более 2 метров толщиной и отделяющих юго-западную часть т.н. Монастырской скалы над рекой Черной.
После утраты своих защитных функций в XVIII веке крепость начала приходить в упадок и разрушаться. Часть оборонительных сооружений была разобрана на камень во время активного строительства Севастополя в XIX-XX вв. Местной властью и научным сообществом стал решаться вопрос о сохранении столь важного объекта. Окончательно он был решен в 1961 году, когда Каламита была передана в ведение Херсонесского музея. Тогда начались разработки проектов консервации и реконструкции стен и башен крепости. И вот, в 1968 году музеем были выполнены первые реставрационные работы в одной из башен (получила № 5 в системе укрепления крепости). Этому предшествовала одна интересная находка, на которой стоит остановиться подробнее.
В 1960-х гг. на базе Херсонеса проходила археологическая практика студентов Воронежского государственного университета под руководством известного советского антиковеда доктора исторических наук Александра Иосифовича Немировского (1919-2007). В свободное от «полевой» работы время для студентов-первокурсников была организована экскурсия по Севастополю и его окрестностям. Практиканты посетили в том числе и руины Каламиты. Здесь они решили сфотографироваться у одной из башен. Пока группа готовилась к съемке, студент Николай Писаревский (будущий историк-античник, доктор исторических наук и преподаватель Воронежского госуниверситета), занимавшийся фотографией со школы, выбирал удачный ракурс. Крышка от объектива выскользнула из его рук и упала на дно располагавшейся рядом ямы. Студент прыгнул за ней вниз и поднял, а когда выпрямился, увидел перед собой прорезанные в камне изображения кораблей. Открытие свершилось!
Вскоре здесь начались специальные реставрационные работы. Камни с рисунками были извлечены и переданы в Херсонесский музей. Представляли они собой два каменных блока размером 75х33х19 см (№1) и 42х37x15 см (№2). Они входили в состав внутренней стороны кладки башни №5 и, судя по размерам, положены во время строительства начала XV века. Расположены они были на высоте около метра от пола. Видимо, рисунки выполнены уже тогда, когда камни лежали в кладке стены так как их поверхность не обрабатывалась специально для нанесения изображений. Сделаны блоки из мягкого местного известняка и частично пострадали от времени. На обоих камнях изображено по нескольку судов различного типа и фрагменты надписей.
Линии рисунков судов имеют различную глубину; наносились они каким-то острым инструментом, возможно процарапаны ножом и затем углублены. На поверхности каменного блока №1 хорошо просматриваются изображения трех кораблей. Одно (№1) находится в верхней части, второе (№2), более крупное, в центральной и одно (№3) в правой части блока. Все они представляют одномачтовое судно с наблюдательной корзиной на верху мачты, с отходящими от нее линиями, изображающими снасти. Глубокими линиями оформлены высокий нос и корма с площадкой. Также по корпусу кораблей проведены горизонтальные линии, которыми рисовавший хотел обозначить деревянную обшивку бортов судна.
По внешнему виду три этих судна можно соотнести с нефами или навами – деревянными торговыми или военно-транспортными судами, распространенными в Средиземноморье в X–XVI веках. Неф имел округлую форму корпуса, высокие борта и надстройки для артиллерийского вооружения (с XV в.) на носу и корме.
На каменном блоке из Каламиты нефы изображены с убранными парусами, видимо стоящими на рейде в порту, и подробно прорисованными деталями такелажа. Однако, отсутствие флагов или вымпелов не дает возможность определить государственную принадлежность судов.
Под рисунком судна №2 процарапана надпись. Судя по ее расположению, она выполнена после того, как был изображен сам корабль. Буквы частично сбиты, но хорошо видны. Вероятно, надпись дошла не полностью и сохранилось только несколько греческих букв. Перевод – «…29 июля, в 85-й день…».
Возможно, под 85-м днем имеется в виду не день года, а, учитывая изображение корабля над надписью, скорее, день окончания плавания. Судя по длительности этого плавания, корабль приплыл из Средиземного моря, вероятно, из Италии.
Кроме трех нефов на каменном блоке №1 имеются изображения еще нескольких кораблей, но худшей сохранности. Из них можно отметить судно удлиненных пропорций с низкой палубой без мачты (№4).
Такое же судно изображено на каменном блоке №2 вместе с небольшой парусной лодкой.
Эти два больших корабля не так детально прорисованы, как нефы, но все равно позволяют определить их тип. Наиболее близки они средневековым галерам или дромонам – быстроходным парусно-гребным суднам византийского военно-морского флота.
Судя по характеру изображений, которые, стоит заметить, между собой очень похожи, могли быть сделаны как одним человеком, так разными людьми, но все же в близкое время. Возможно, что это был один или несколько поочередно рисовавших воинов, охранявших крепость в начале XV в. При этом, художник, оставивший на стене крепостной башни свои творения, был хорошо знаком с устройством кораблей различных типов и мог рисовать с натуры.
Каламита в XV веке часто посещалась торговыми кораблями и военными эскадрами. Вероятно, что неизвестный художник изобразил торговый итальянский караван, в состав которого могли входить различные виды судов.