Рельефный ойнофор из окрестностей Севастополя

В римскую эпоху гончарная посуда стала занимать важное место в повседневной жизни не только жителей греческих городов, но и обитателей крымских предгорий. Последние, конечно, наряду с греческой продолжали широко пользоваться и собственной лепной посудой (гончарным кругом они не пользовались), но объем импортной продукции был чрезвычайно велик. Изготовленные на гончарном круге всевозможные кувшины, кубки, миски, тарелки, блюда в большом количестве находят и на варварских поселениях, и в могильниках. Однако, вместе со «стандартными» сервизами иногда попадаются и настоящие произведения искусства. В данном случае - произведения т.н. малой пластики или как ее еще называют «коропластики» (от древнегреч. «ребенок» и «ваять») – рельефные глиняные сосуды, изображения на которых оттискивали в форме.

Без имени-4_16.jpg

Один такой сосуд был найден в могильнике «Совхоз №10» на восточной окраине г. Севастополя. Его положили в женское, вероятно детское, погребение, совершенное в подбойной могиле. Погребение это было не богато. В нем еще была обнаружена нехитрая бронзовая фибула-застежка, маленький краснолаковый кубок, перстень, несколько бусин и обломок железного ножа с костяной рукоятью. По совокупности находок датировать захоронение можно II – III вв. н.э.

Сосуд представляет собой небольшой двуручный кубок (часто его называют также амфорой или кувшином) высотой 17,5 см, изготовленный в двустворчатой форме, из грубой желтоватой глины с плохим обжигом. В месте соединения форм сохранился характерный след – вертикальный «шов». Поверхность сосуда была покрыта красным лаком. Ручки, украшенные поперечными нарезками, имитируют витьё. На кубке с двух сторон расположены две рельефные фигуры, в которых легко узнаются одни из самых известных персонажей античной мифологии – бог медицины Асклепий и его дочь богиня здоровья Гигиея. 

Без имени-4а.jpg

Асклепий представлен в полный рост, голова слегка повернута вправо. Плащ-гиматий переброшен через левое плечо, на ногах – сандалии. Справа под рукой жезл, который тремя кольцами обвивает змея. В правой руке пища для змеи. Правее его фигуры находится алтарь с горящей жертвой на ней, далее – дерево с плодами и листьями. Еще одно дерево слева от Асклепия.

На обратной стороне сосуда изображена Гигиея, окруженная деревьями. Голова ее слегка повернута влево. Ее правое плечо и верхняя часть груди обнажены. Рубашка-хитон, выступающая из-под плаща, доходит до ступней ног, обутых в башмаки. В правой руке Гигиея держит змею, в левой - чашу с пищей, к которой тянется змея. Слева у ног Гигиеи маленькие фигурки бога выздоровления Телесфора и дельфина.

Подобные рельефные сосуды называют ойнофорами, т.е. «несущими  вино». Традиционно считается, что производили их в крупном торговом центре Книд, расположенном в юго-западной части Малой Азии на побережье Эгейского моря. Книдская рельефная керамика выгодно отличаются от более многочисленной, но при этом маловыразительной краснолаковой керамики иных производственных центров.

Без имени-11_2.jpg

Ойнофоры могут иметь разную форму (кувшина, кубка, амфоры, фляги и пр.), но при этом сохранять главную свою черту – приметный рельефный орнамент.

Без имени-14.jpg

В Крыму известны еще находки нескольких ойнофор. Например, в некрополе Неаполя Скифского был найден двуручный кубок с изображением фигур Гермеса и Эрота в окружении виноградных лоз.

Без имени-7_9.jpg

Во время раскопок городища Альма-Кермен найден фрагмент кубка с рельефным изображением юного Диониса с посохом, лозами и кистями винограда.

Без имени-9_3.jpg

В коллекции Государственного Эрмитажа есть близкая по форме «амфора», украшенная рельефными фигурами менад (спутницы и почитательницы Диониса) с посохом-тирсом и фруктами в руках, также окруженными зарослями виноградника. Место этой находки, к сожалению неизвестно.

Без имени-12_2.jpg

Несколько иную, цилиндрическую, форму имеют ойнофоры, найденные в Пантикапее и Херсонесе.

Без имени-8_5.jpg

Массовое производство книдской рельефной керамики продолжалось около полутора столетий – с конца I по начало III вв. н.э. Большинство  находок сосудов-ойнофор в Северном Причерноморье и в Крыму приходится на II в. н.э. или начало следующего столетия. Они имели разнообразную форму и пользовались популярностью как у греков, так и варваров, к которым могли попадать в результате торговли, обмена, военных трофеев или даров.

Список литературы
Анохин В.А. Кувшин с рельефными изображениями Асклепия и Гигиеи // Краткие сообщения Института археологии АН УССР. Вып. 8. 1959. С. 166–168.
Дьячков С.В., Журавлев Д.В. Книдский ойнофор из Херсонеса // Российская археология. № 1. 2001. С. 110–114.
Журавлев Д.В. Книдский импорт рельефной керамики в Северном Причерноморье в римское время // XVIII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы международной научной конференции. Симферополь. Керчь