
В римскую эпоху гончарная посуда стала занимать важное место в повседневной жизни не только жителей греческих городов, но и обитателей крымских предгорий. Последние, конечно, наряду с греческой продолжали широко пользоваться и собственной лепной посудой (гончарным кругом они не пользовались), но объем импортной продукции был чрезвычайно велик. Изготовленные на гончарном круге всевозможные кувшины, кубки, миски, тарелки, блюда в большом количестве находят и на варварских поселениях, и в могильниках. Однако, вместе со «стандартными» сервизами иногда попадаются и настоящие произведения искусства. В данном случае - произведения т.н. малой пластики или как ее еще называют «коропластики» (от древнегреч. «ребенок» и «ваять») – рельефные глиняные сосуды, изображения на которых оттискивали в форме.
Один такой сосуд был найден в могильнике «Совхоз №10» на восточной окраине г. Севастополя. Его положили в женское, вероятно детское, погребение, совершенное в подбойной могиле. Погребение это было не богато. В нем еще была обнаружена нехитрая бронзовая фибула-застежка, маленький краснолаковый кубок, перстень, несколько бусин и обломок железного ножа с костяной рукоятью. По совокупности находок датировать захоронение можно II – III вв. н.э.
Сосуд представляет собой небольшой двуручный кубок (часто его называют также амфорой или кувшином) высотой 17,5 см, изготовленный в двустворчатой форме, из грубой желтоватой глины с плохим обжигом. В месте соединения форм сохранился характерный след – вертикальный «шов». Поверхность сосуда была покрыта красным лаком. Ручки, украшенные поперечными нарезками, имитируют витьё. На кубке с двух сторон расположены две рельефные фигуры, в которых легко узнаются одни из самых известных персонажей античной мифологии – бог медицины Асклепий и его дочь богиня здоровья Гигиея.
Асклепий представлен в полный рост, голова слегка повернута вправо. Плащ-гиматий переброшен через левое плечо, на ногах – сандалии. Справа под рукой жезл, который тремя кольцами обвивает змея. В правой руке пища для змеи. Правее его фигуры находится алтарь с горящей жертвой на ней, далее – дерево с плодами и листьями. Еще одно дерево слева от Асклепия.
На обратной стороне сосуда изображена Гигиея, окруженная деревьями. Голова ее слегка повернута влево. Ее правое плечо и верхняя часть груди обнажены. Рубашка-хитон, выступающая из-под плаща, доходит до ступней ног, обутых в башмаки. В правой руке Гигиея держит змею, в левой - чашу с пищей, к которой тянется змея. Слева у ног Гигиеи маленькие фигурки бога выздоровления Телесфора и дельфина.
Подобные рельефные сосуды называют ойнофорами, т.е. «несущими вино». Традиционно считается, что производили их в крупном торговом центре Книд, расположенном в юго-западной части Малой Азии на побережье Эгейского моря. Книдская рельефная керамика выгодно отличаются от более многочисленной, но при этом маловыразительной краснолаковой керамики иных производственных центров.
Ойнофоры могут иметь разную форму (кувшина, кубка, амфоры, фляги и пр.), но при этом сохранять главную свою черту – приметный рельефный орнамент.
В Крыму известны еще находки нескольких ойнофор. Например, в некрополе Неаполя Скифского был найден двуручный кубок с изображением фигур Гермеса и Эрота в окружении виноградных лоз.
Во время раскопок городища Альма-Кермен найден фрагмент кубка с рельефным изображением юного Диониса с посохом, лозами и кистями винограда.
В коллекции Государственного Эрмитажа есть близкая по форме «амфора», украшенная рельефными фигурами менад (спутницы и почитательницы Диониса) с посохом-тирсом и фруктами в руках, также окруженными зарослями виноградника. Место этой находки, к сожалению неизвестно.
Несколько иную, цилиндрическую, форму имеют ойнофоры, найденные в Пантикапее и Херсонесе.
Массовое производство книдской рельефной керамики продолжалось около полутора столетий – с конца I по начало III вв. н.э. Большинство находок сосудов-ойнофор в Северном Причерноморье и в Крыму приходится на II в. н.э. или начало следующего столетия. Они имели разнообразную форму и пользовались популярностью как у греков, так и варваров, к которым могли попадать в результате торговли, обмена, военных трофеев или даров.