Пряжки типа Метилена

Пряжки типа Митилена получили название по находке великолепной золотой шарнирной застежки с удлиненным ажурным вазообразным щитком, обнаруженной в кладе в г. Митилена (или Митилини) на греческом острове Лесбос, в составе которого имелось 30 монет, в том числе Фоки (602 – 610 гг.) и Ираклия (613 – 629/630 гг.). В Восточной Европе такие пряжки датируют концом VI – VIII вв., или скорее VII – VIII вв., и, по мнению В. Б. Ковалевской, они являются местной северокавказской продукцией по «западным» образцам. Наиболее полно пряжки такого типа были изучены М. Шульце-Дёррламм. Исследовательница полагает, что эти пряжки относятся к «восточным формам» и шестнадцать находок, учтенные ею на 2009 г., происходят из Греции, Митилена (1 экз.), из Ирана (3 экз.), из Византии (1 экз.), с Северного Кавказа (8 экз.), из Крыма (1 экз.), из Среднего Поволжья (1 экз.), Казахстана (1 экз.).

2022-01-03_16-18-01.png

Наиболее представительная серия пряжек типа Митилена происходит с Северного Кавказа, где на сегодняшний день известно 22 находки этих застежек и их дериватов (т.е. производных), происходящих из 16 памятников. Есть мнение, что пряжки данного типа могли поступать на Северный Кавказ через Иран, или же производиться в местных ателье. Что же касается датировки северокавказских пряжек, то они продолжают существовать и во второй половине VII в.

В Крыму пряжек близких типу Митилена зафиксировано не много. А. В. Мастыкова приводит четыре подобных находки в Юго-Западном Крыму: в мужском погребении могильника Горзувиты на Южнобережье, в склепе на Эски-Кермен, в склепе могильника Лучистое и в склепе могильника Садовое в Бельбекской долине. Закрытые комплексы из Лучистого и Эски-Кермена предварительно относятся к VII – первой половине VIII в.

2022-01-03_16-18-22.pngЗа пределами Кавказа и Крыма находки таких пряжек единичны. Они известны в Среднем Поволжье, в контексте не ранее середины VII в., на Нижнем Дону, а также в Северном Казахстане, в Иране, на островах Эгейского моря (эпонимный клад в Митилене), а также в Западном Причерноморье, на территории Франции, в погребении 200 некрополя Мон-Сан-Жермен, департамент Мозель, вместе с дисковидной фибулой конца VI – середины VII в. и наконец в Испании, в Коскохуэла де Фантова (Coscojuela de Fantova) в провинции Уэске.

По целому ряду причин вполне вероятно византийское происхождение этих пряжек. Во-первых, самый роскошный экземпляр происходит из надежного византийского контекста клада в Митилене. Во-вторых, если искать общий источник распространения этого типа и его дериватов в византийском Крыму, аварском Подунавье (тип Болы-Желовцы), меровингской Галлии и визиготской Испании, то логичнее всего предположить, что он находился в Византии. Смущает, однако, полное отсутствие этих пряжек на территории собственно Византии – на Балканах, в Малой Азии, на Ближнем Востоке, в Египте, Южной Италии и Северной Африке. Разумеется, в VII веке некоторые из этих регионов находились под прямым ударом врага – авар и славян на Балканах, сасанидов, а затем арабов на Ближнем Востоке, в Малой Азии и Египте, но это, тем не менее, не помешало появлению и распространению в указанных регионах целого ряда общевизантийских типов, таких как Сиракузы, Коринф, Балгота и пр.

Необходимо учесть и еще одно обстоятельство – это наличие пряжек типа Митилена в Иране, и их особая концентрация в центральной части Северного Кавказе, то есть, там, где проходили торговые пути из Закавказья и Среднего Востока в Восточную Европу. Поэтому ряд исследователей предполагают, что пряжки типа Митилена отражают распространение общей византийско-сасанидской моды VII века. Такая мода проявляла себя также и в появлении в Иране пряжек типа Сиракузы.

Список литературы
Мастыкова А. В. Пряжки типа Митилена в Крыму и на Северном Кавказе: византийская традиция или византийско-сасанидская мода? // Материалы международной научной конференции. — Ред.-сост. В.Н. Зинько, Е.А. Зинько. — Симферополь; Керчь, 2020. — 436 с.