Среди кочевавших в степях народов наиболее крупным и сильным были половцы «...рать велика от половец ото всюду». Половцы не давали покоя начиная с 1055 г. Это позволяет утверждать «Повесть временных лет» - «в том же году приходил Болуш с половцами и возвратились половцы назад, откуда пришли». Половцы то ходили военными походами на русские земли, то заключали брачные союзы, но как бы там ни было в течение двух с лишним столетий оказывали влияние на всю жизнь древней Руси. Самым ярким материальным свидетельством прошлого величия половцев являются каменные антропоморфные изваяния, или, по народному, «половецкие каменные бабы». Многие из них «стоящие» статуи с соединенными на животе руками; «сидящие»; без изображения рук и ног, тело трактовано как прямоугольная в сечении стела.
Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нём предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15. Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.
Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь. XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Огромное количество заказов стимулировало рост производства, его развитие и усовершенствование, увеличение числа камнерезов и скульпторов. В половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с канонизированным положением рук с чашами для жертвоприношения или «угощения». Благодаря очень полным изображениям можно точно представить костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев. Мужские лица всегда изображались с усами и даже с бородой; женские — полные, круглые, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Женщины, как впрочем, и мужчины изображались с голой грудью, подчёркивая основное назначение этого органа — кормление рода. Это очевидно имело ритуальный характер. В конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. В целом статуи подразделяют на несколько типов:
- Антропоморфные фигуры из специально подобранных удлинённых камней.
- Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.
- Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье.
- Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.
- Фигуры с кинжалом или саблей.
- Фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органами. «Чернухинская мадонна» (найденная в посёлке Чернухино Луганской области) держит на руках ребёнка.
- Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица
В Крыму половцы появились между концом X и началом XI вв. Внешность кипчаков, поселившихся на полуострове, практически не отличалась от облика народов, которые попали туда раньше и чувствовали себя коренными. Облюбовав Крым, кипчаки изгнали оттуда печенегов. По мнению некоторых специалистов последние имели более яркие монголоидные черты. С таким утверждением можно поспорить, ведь в науке сохранились данные о том, что пачинакитов путали с жителями Киева. Что касается половцев, то, возможно, именно та их часть, которая обитала в Крыму, отличалась светлыми глазами и волосами цвета половы, точнее, соломы. Есть предположение, что некий кипчакский компонент принимал участие в этногенезе крымских татар. Кочевники оставили значительный след в истории Крыма. До 1944 г. на полуострове существовало немало топонимов с частицей «кипчак».
Крым, кроме Керченского полуострова и Херсонеса, попал под власть половцев в середине XI века. Главным опорным пунктом половцев в Крыму стал Судак, называвшийся тогда Сугдеей. Арабский историк Ибн-аль-Асир писал о Судаке:
Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы, находящиеся в земле их.
В Крыму половцы оставили значительный след. В том числе, исследователями были обнаружены и каменные изваяния. В районе современной Евпатории половцы располагали свои таборные стойбища. Постепенно вокруг них возникали и захоронения. Использовались с целью захоронения как более древние курганы, так и создавались грунтовые могильники. Один такой некрополь был раскопан на берегу озера Сасык, недалеко от евпаторийского порта. Важное ритуальное значение захоронению придавал венчавший его каменный идол. В целом на территории полуострова было обнаружено сравнительно много каменных половецких изваяний. Известны таковые в Алупке, на террасах Воронцовского дворца. Сегодня они являются достоянием курорта, к ним организуют экскурсии для туристов. Интересно, что есть каменные бабы Крыма, стоящие на исконном месте, а есть и перевезенные в другие уголки полуострова. В музейных фондах Симферополя, Евпатории, Феодосиии и Керчи хранятся как местные, так и привозные экземпляры.
Районом особенно заселенным половцами были степи Восточного Крыма. О пребывании в этом регионе кипчаков сообщал автор "Слова о полку Игореве". Вместе с "тмутараканским болваном" он перечисляет в числе южных рубежей "земли незнаемой" Корсунь (Херсон) и Сурож (Судак). Для производства каменных изваяний на полуострове использовался местный ракушечник и песчаник. При разрабтке ракушечного карьера в Евпаторийском районе был обнаружен обломок статуи. В Крыму встречается только реалистическая скульптура различных типов. Половецкие изваяния археологи находят и в настоящее время. Совсем недавно, в 2017 году такая находка была сделана в неожиданном месте - во время работ экспедиции Херсонеса Таврического. Очевидно, что в XI или XII веке группа половцев приметила руины античной херсонесской усадьбы на Масляной горе и устроила здесь святилище под открытым небом.