Получить представление о повседневной жизни в различные эпохи бывает довольно трудно. Тем более, если речь идет о быте населения периферийных регионов, каким был и Крым в XIV – XV веках. Помогает в уточнении специфики культуры и быта исследование сюжетов изображений на керамических изделиях. О таких, довольно редких и изящных изделиях, стало известно в ходе раскопок на территории генуэзской крепости Чембало.
За время раскопок генуэзской крепости Чембало было исследовано более 10 объектов: оборонительных сооружений, церквей, построек хозяйственного назначения и жилых помещений. Накопленный материал генуэзского периода существования крепости разнообразен и в количественном отношении значителен. Основой массового археологического материала стала поливная керамика. Среди множества находок внимание привлекли несколько фрагментов открытых сосудов с изображением человека
Это чашка и чаша полусферической формы, тарелка, а также дно на кольцевом поддоне сосуда открытого типа (возможно, чаши). Четыре сосуда изготовлены в византийских центрах, а один – небольшая чашка на кольцевом поддоне местного производства (Чембало). Изображения на упомянутых сосудах византийской продукции выполнены в модном для XIV в. сочетании техник, сосуды покрыты лимонно-оливковой или желтой поливой по внутренней поверхности и зеленой по внешней. Все изображения различны, носят светский характер и характеризуют городскую культуру того времени.
На одной чаше (найдена в пространстве между куртиной и домом) изображен бородатый мужчина средних или преклонных лет, одетый в далматику с орнаментальной отделкой по горловине и рукавам, изображение сохранилось только верхней части. Подобная одежда была широко распространена в Византии, а отделка характеризует ее праздничное назначение.
На фрагментах небольшой тарелки (найдена у куртины башни) с сюжетным рисунком сохранилась верхняя часть изображения стоящих в рост двух молодых людей, одетых в модные для того времени западноевропейские беретто и возможно, шаперон-буреле. Юность облика подчеркнута тщательно выбритым лицом, что считалось идеальным в Италии для молодого человека XIV – начала XV вв. Возможно, это молодые негоцианты, прибывшие в Константинополь или Фессалоники с торговыми целями.
Еще на одном фрагменте дна сосуда (найден у Башни № 2, в пространстве между куртиной крепостной стены и домом № 2) византийского производства изображен фрагмент одежды, возможно, небольшой куртки, перетянутой в талии поясом, подчеркивая стройность фигуры. Данная одежда была популярна среди молодых людей Италии эпохи Ренессанса. Производство данных сосудов, по мнению ряда исследователей, было в нескольких византийских центрах конца XIII–XIV столетий, и, в частности, в Константинополе и Фессалониках. В большинстве случаев орнаментальные композиции содержали растительные и геометрические композиции. Вышеописанные сосуды датируются в пределах второй половины XIV в.
На небольшом фрагменте дна на кольцевом поддоне чашки производства крепости Чембало (найдена в пространстве между куртиной крепостной стены и домом) сохранилось лицо молодого человека с развевающейся прической, выполненное в профиль и заключенное в стилизованный медальон. Изображение человеческого лика в подобной технике было популярно на архаической керамике итальянской провинции Эмилии – Романии в конце XIV – первой половине XV столетия. Позднее, в конце XV–XVI столетиях изображение лиц и различных сцен из жизни на итальянской майолике стало широко распространено. Фрагмент сосуда из крепости Чембало датируется в пределах конца XIV – первой половины XV вв. Небольшая коллекция поливных сосудов из раскопок генуэзской крепости Чембало с изображением человека расширяет наши представления о географии поступления керамики, о вкусах и предпочтениях населения городских приморских центров генуэзского периода, а также еще раз свидетельствует о синтезе культур в поздневизантийскую эпоху в регионе.