Своеобразной чертой керамического комплекса салтово-маяцких памятников Таврики является присутствие лощеной сероглиняной столовой посуды. Последняя является одним из отличительных признаков, прежде всего аланских вариантов салтово-маяцкой культуры. Датируется эта керамика периодом существования данной археологической культуры полуострова в рамках середины VIII – первой половины Х веков.
Исследователь В.В. Майко предложил типологию лощеной керамики салтово-маяцких памятников Таврики. Наиболее многочисленной группой являются кувшины. Такие сосуды подразделяются на три варианта. Практически все экземпляры кувшинов происходят либо из случайных находок, либо из тризн и разрушенных погребений крымской степи первой половины VIII в. К этому же времени относятся сосуды поселения Тау-Кипчак и городища Вишенное. Лишь в виде фрагментов кувшины встречаются в горизонтах второй половины VIII – первой половины IX вв., в горизонтах второй половины IX – первой половины Х вв. – обнаруживаются крайне редко.
К варианту Iа принадлежат приземистые кувшины с грушевидным туловом, невысокой шейкой и широким дном. В основном они различаются шириной дна, месторасположением плечиков в нижней части тулова и «вытянутостью» пропорций. На небольшом экземпляре из юго-восточного Крыма, на дне которого присутствует клеймо в виде креста, а на шейке - граффито, ширина дна практически соответствует ширине плечиков, расположенных максимально близко к дну. Носик слива удлинен.
Кувшины из Тау-Кипчака и Емельяновки, богато украшенные лощеным орнаментом и «гусеничными» наколами, более вытянутых пропорций, плечики выражены ярче и подчеркнуты врезными горизонтальными линиями. Кувшин из Журавок и кургана №7 курганной группы у с. Дальнее, наиболее крупные из этой категории, имеют тулово, приближающееся к яйцевидному, плечи покатые, но всё равно расположенные в нижней части тулова. Горло, судя по всему, более широкое. По морфологии с этими последними сосудами близок экземпляр, обнаруженный в ходе раскопок городища Вишенное, покрытый сплошным лощением без каких-либо орнаментальных мотивов.
Вариант Iб – представлен единственным кувшином из материалов раскопок городища Вишенное. Он характеризуется ярко выраженной «яйцевидностью» тулова и расположением плечиков примерно по его центру, придающим сосуду стройные вытянутые пропорции. Дно достаточно узкое, а шейка – высокая. Вариант 1в – крупные кувшины с яйцевидным туловом, широкой высокой шейкой и слабо выраженным носиком слива. Сосуды из материалов раскопок поселения Тау-Кипчак и Тепсеньского городища отличаются только наличием пояса «сетчатого» лощения по центру тулова у первого. Единичной, пока, формой представлен кувшин с баночным туловом и относительно широкой шейкой из материалов Тиритаки.
Второй тип салтово-маяцких лощеных сосудов – это кружки. Они бывают разнообразных форм, но всех их объединяют небольшие размеры и наличие одной массивной по отношению к тулову петлевидной ручки. В связи с этим каких-либо отдельных вариантов в настоящее время не выделено. У кружки, найденной в Херсонесе, яйцевидное тулово с небольшим почти округлым дном и широкое горло с отогнутым венчиком. Вероятно, аналогичное тулово и у кружки из Тепсеня, округлый профилированный венчик которой плавно отогнут. Тулово кружки из Керчи ближе к грушевидному, а высокий венчик – едва заметно отогнут. О хронологических рамках существования кружек судить сложно, вероятно, они характерны для всего периода существования салтово-маяцкой культуры полуострова – VIII – X вв.
Тип III – кубышки, представленный в настоящий момент пятью целыми формами. Тулово у кубышек из некрополя Конрат и Тепсеня «грушевидное», венчик прямостоящий или слегка плавно отогнутый. Такова же форма и миниатюрной кубышки из Тепсеня. У кубышек из тепсеньского погребения, имеющей клеймо на дне в виде креста и Тиритаки при сходных морфологических показателях, тулово ближе к яйцевидному. Тиритакская кубышка, как и кубышка из погребения могильника Конрат, имела две петлевидные ручки. В зависимости от наличия или отсутствия у кубышек ручек С. А. Плетнёва разделила их на два типа.
Кубышки в керамическом комплексе салтово-маяцких поселений Таврики чрезвычайно редки. К числу редких находок кубышки относятся и на памятниках основного ареала салтово-маяцкой культуры. Большей частью они найдены в катакомбных могильниках бассейна Северского Донца. Дискуссионным остается функциональное назначение кубышек. По мнению К. И. Красильникова, они предназначались для «погребальной ритуально-обрядовой практики. В то же время, их обнаруживают не только в захоронениях. Так, только две крымские кубышки найдены в могилах.
В. С. Флёров отметил, что о назначении этих сосудов можно только догадываться. Учитывая их небольшую вместимость, в них могли храниться лекарственные средства, пряности и иные пищевые добавки, употреблявшиеся в небольшом объеме. Женщины могли использовать их для хранения мазей и украшений. Датировать кубышки можно уверенно всем периодом существования салтовомаяцкой культуры полуострова. В погребении некрополя Конрат кубышка зафиксирована в комплексе второй половины IX – начала Х вв. Этим же временем датируются и две, происходящие из культурного слоя кубышки городища на плато Тепсень.
Горшки-корчаги объединены в тип IV. Многочисленные сосуды с конусовидным туловом, плечики которых расположены в верхней его части. Горло практически отсутствует, каплевидный венчик хорошо выделан и отогнут. В большинстве случаев корчаги формованы из серой глины и украшены лощеным вертикальным орнаментом с петлевидными уплощенными и подовальными в сечении ручками, в свою очередь украшенными лощеными поперечными полосами. Для полуострова керамика этого типа шире всего представлена в Сугдее, меньше её на Тепсене и только отдельные крупные фрагменты верхних частей встречены на поселениях, например, Героевском и в Керчи. Эта категория лощеной посуды появляется не ранее середины IX в. и активно бытует до конца существования салтовской культуры полуострова.
Еще один тип V составляют салтовские пифосы. Это крупные сосуды с конусовидным туловом, максимально высоко расположенными плечами, практически без шейки, с плавно отогнутым, хорошо проработанным каплевидным венчиком. Отличает их от предыдущего типа только размеры и несколько другая система орнаментации. Несколько фрагментов, позволяющих частично реконструировать тулово, происходят из материалов Тепсеньского памятника, Судакской крепости и поселения Кордон-Оба. Помимо пролощенных вертикальных полос, почти все сосуды украшены «гусеничным» или волнистым орнаментом, заключенным между тремя горизонтальными линиями.
К VI типу относят миски. В Крыму все они в виде фрагментов обнаружены в Сугдее. Первый фрагмент миски с каплевидным отогнутым венчиком, принадлежит к типу чаш, характеризующихся небольшой высотой и широким дном. Второй фрагмент является венчиком небольшого пиалообразного сосуда. Третий фрагмент отнести к конкретному типу затруднительно. Представляет интерес находка фрагментов черноангобированного коричневоглиняного светильника с подлощенной поверхностью из Сугдеи. В нижней части его тулова сделаны крупные треугольные отверстия. Круглые сквозные дырки присутствуют и в верхней части тулова.
Одними из наиболее типологически близких являются светильники, выделенные на материалах городища на плато Тепсень и известные в материалах поселения «Балка Лисовицкого I» в округе средневековой Таматархи. Последние вместо простых отверстий для выхода дыма, были украшены шестиконечными звёздами.
Более отдаленная аналогия – светильники на конусовидном основании с подтреугольными или овальными отверстиями для выхода дыма Саркела-Белой Вежи. В.В. Майко предполагает, что салтовские светильники-курильницы в виде кувшинов выполняли не столько хозяйственные, сколько культовые функции. Это, отчасти, объясняет их малочисленность в составе керамических комплексов салтово-маяцких памятников Крыма и Тамани.
Лощеная керамика салтово-маяцких памятников Таврики, несмотря на всё кажущееся разнообразие форм, четко укладывается в шесть основных типов, хорошо известных в Подонье, Приазовье и на Тамани. Для периода до середины VIII в. характерны кувшины. Сосуды типов II, III, V, VI – встречаются на протяжении всего периода салтовской культуры полуострова. Горшки-корчаги типа IV появляются только в середине IX в. и бытуют до конца существования рассматриваемой культуры. Они значительно чаще встречаются в городских памятниках, а для сельских поселений менее характерны. Связь сосудов типов I–III, V, VI с аланским этносом несомненна, горшки-корчаги более характерны для праболгар.