Большой научный интерес представляют небольшие сосуды – чашки на ножке конца VII в. до н.э. – I в. до н.э., сделанные не на гончарном круге, а ручным, лепным способом. Большинство из них было обнаружено при раскопках поселений и могильников варварских племен Причерноморья скифо-сарматского времени.
Самая ранняя чашка такого типа была обнаружена на территории сельскохозяйственной округи Ольвии, а точнее на поселении Большая Черноморка 2, расположенном на левом берегу Березанского лимана. Сосуд датируется серединой VI – первой четвертью V в. до н.э. Чашка имеет приземистую форму с невыделенным краем мелкого вместилища и со слегка скругленными стенками, суживающимися книзу и плавно переходящими в невысокую ножку и конусовидную, плоско срезанную снизу подставку.
Две почти одинаковой формы лепные чашки были обнаружены при раскопках Лузановского поселения (г. Одесса) в 1972 году. Они датируются концом V столетия до н.э. Еще десяток подобных сосудов был обнаружен в Ольвии на протяжении двадцатилетнего периода исследований в 1940-60-х годах.
На территории Крымского полуострова наиболее ранним артефактом такого типа считается чаша, обнаруженная в Мирмекии. Ее высота - 6,6 см, диаметр края – 9,3 см, диаметр подставки – 4,5 см. Изделие выполнено из плотной глины с примесью шамота и толченых ракушек, цвет черепка серый, поверхность слегка подлощена. Эта чашка, названная курильницей была найдена в 1984 году в заполнении полуземлянки №2 с большим количеством археологического материала конца VI – первой трети V в. до н.э. Другая чаша из Мирмекия датируется более поздним временем и не имеет аналогий среди изученных впоследствии гончарных изделий такого типа. Ее бокалообразная верхняя часть сделана глубокой со слегка отогнутым наружу краем, ножка – низкой, узкой, а подставка - широкой, снизу плоской. Найдена она была в Мирмекии еще в 1938 году в слое III - начала I в. до н.э. К этому же периоду относится чашка на низкой ножке из Тиритаки, найденная в 1940 году. Она массивная, с широкой ножкой в виде перехвата между верхней и нежней частями.
В отделе Античного мира Эрмитажа хранятся шесть лепных чашек на ножках раннего времени из раскопок городища Нимфей. Среди них выделяется несколько сосудов: чашка №25 сделана по форме нимфейских эллинистических гончарных чашек с вогнуто-цилиндрическими стенками вместилищ, толстостенная, на широкой столбообразной ножке, сохранившейся не плоностью (высота – 6,4 см, диаметр края – 9,3 см, диаметр ножки – 3,8-4,2 см), чашка №28 выделяется асимметричностью ее верхней части на короткой ножке с толстой треугольно округлой сильно оббитой подставкой (высота – 6,8 см, восстановленный диаметр края – 9,1 см, диаметр подставки – 5,6 см), сосуды №26 и 27 – конусовидные, при этом у первой ножка высокая стоит на конусовидной подставке. Чашка №30 выделяется очень высокой столбообразной ножкой на толстой подставке, что определило ее высоту в 12,1 см. при диаметре ножки – 3,1-3,8 см и диаметре подставки – 5,3-5,6 см. Чашки №26 и 27 датируются V – ранним VI в. до. н. э., а остальные – первой половиной III столетия до н.э.
Из Херсонеса Таврического происходит всего один подобный сосуд с целым профилем на высокой ножке с подставкой и фрагмент другого подобного сосуда. Эти чаши отличаются от других подобных изделий. Целая чаша была изготовлена из трех частей: конусовидного вместилища, небрежно выполненного из одного куска глины, высокая цилиндрическая ножка на почти квадратной профилированной валиками подставке – из двух продольных половинок. Высота – 13,2 см, диаметр края – 9-9,3 см, диаметр ножки – 4,1-4,7 см. Найденный там же фрагмент, вероятно, принадлежал сосуду такой же формы. Оба сосуда сделаны небрежно, глина использована желтая и красновато-коричневая, плотная, с большим количеством примесей, с блестками слюды. Внутри целого сосуда зафиксированы следы копоти. Целый сосуд, названный Г.Д. Беловым жертвенником, был обнаружен в 1953 году в насыпи с материалами как эллинистического, так и римского времени. По своей форме он весьма близок алтарю из мавзолея Неаполя Скифского, сделанного с использованием гончарного круга тоже из трех частей. Последний датируется от середины II в. до н.э. до 113-109 гг. до н.э. Фрагмент был найден спустя два года в жилом доме III – II в. до н.э.
Таким образом, форма рассматриваемых сосудов весьма разнообразна, но все же имеются и многие общие черты. Верхние части – вместилища чашек в преобладающем большинстве сделаны конусовидной формы. Однако различны ширина и глубина вместилищ, очертания стенок, то срезанных прямо, то слегка округлых, или, наоборот вогнутых, по-разному сделаны края чашек. Сужаясь книзу, стенки вместилищ плавно переходят в круглую в сечении столообразную ножку разной высоты и диаметра. На одних чашках ножки завершаются подставками, снизу которых на глубине сделаны выемки разной глубины; реже подставки снизу плоско срезаны. Другие чашки сделаны без подставок, они стоят на вертикальной ножке подставке. Данные изделия вряд ли были изготовлены с целью продажи. Они найдены на территориях городов и поселений, где и были изготовлены жителями. Консистенция глины также подтверждает, что сосуды использовались с утилитарными целями: глина отмучена не тщательно, в ней много различных примесей, шамота, иногда мелких камешков и др. Но глина не однообразна во всех случаях: встречается как слоистая и пористая, так и плотная. Цвет черепка во всех случаях – темно-серый и серый, лишь у херсонесских жертвенников – желтый и красновато-коричневый. Выделка сосудов небрежная, поверхность шероховатая, бугристая, некоторые сосуды асимметричной формы или с наклоном в сторону. Техника изготовления, видимо, не отличалась от создания других лепных сосудов.
Назначение лепных чашек на ножках можно определить по месту, где они были обнаружены. Так два сосуда из Ольвии находились в углу землянки, неподалеку от расписной протомы Коры-Персефоны аттического производства. Это дало возможность исследователю Э.И. Диаманту предположить, что обе чаши были связаны с отправлением домашнего культа богини. Фиаматерий из усадьбы Дидова Хата I по мнению В.В. Рубана был связан с культом плодородия. Фиаматерий был обнаружен рядом с небольшим углублением, в котором лежали обломки терракотовой протомы Деметры, окрашенной, как и сосуд, белой краской. Большая чашка была выявлена на поселении Козырка 12 в засыпи рва-траншеи оборонительного сооружения вместе с глиняными и лепными изделиями: антропоморфной фрагментированной фигуркой сидящего «божка», тринадцатью маленькими «хлебцами», горшком баночной формы, лепным закрытым светильником. Е.Я. Рогов полагает, что такой набор изделий не является случайным и был, вероятно, выбросом из домашнего святилища. В Мирмекии, Тиритаке, Нимфее, Горгиппии, Херсонесе и Танаисе лепные чашечки обнаружены в землянке, в жилых домах, в выбросах из жилых кварталов, в культурных слоях на территории городищ и в погребении (Танаис). Многие из них были названы в описях жертвенниками, курильницами и светильниками. Большинство исследователей соглашаются с тем, что лепные чашки изготавливались варварским населением античных городов и использовались этой беднейшей частью варварского населения или рабами.