Вопрос о торговых отношениях и культурных контактах между Востоком и Западом неоднократно являлся темой исторических исследований. Несколько лет назад было обнаружено еще одно, возможно, самое заметное, свидетельство отношений между китайской Ханьской империей и Северным Причерноморьем. Во время раскопок Усть-Альминского некрополя, самого крупного и богатого среди захоронений позднескифской культуры, под руководством А. Е. Пуздровского, обнаружилось 196 неожиданных и выдающихся объектов: фрагменты красок. Во многих женских захоронениях I-II вв. н.э. были обнаружены деревянные шкатулки, содержавшие украшения и туалетные принадлежности. Об их присутствии можно судить лишь по находкам металлических (бронзовых и железных деталей). Они дают представление о форме, размере и конструкции шкатулок, накладках, защелках, ключах и других деталях. Многочисленные аналогии представлены на Боспоре, где шкатулки и различные туалетные коробочки производились в больших количествах.
Раскопками последних лет было обнаружено несколько китайских шкатулок. В богатом склепе 603, разграбленном еще в древности, были обнаружены многочисленные мелкие фрагменты черного глянцевого покрытия с узкими красными линиями. Не менее 70 очень хрупких фрагментов имели ярко-оранжевый цвет и принадлежали, как показали дальнейшие исследования, к внутреннему покрытию коробки.
Лучше других сохранилась шкатулка из склепа 620. У ног погребенной женщины была найдена смятая коробка, покрытая лаковой краской. Шкатулка прямоугольной формы, состояла из трех частей: крышки верхнего отсека, крышки нижнего отсека( дно верхнего отсека) и нижнего лотка. Все грани закруглены, общая высота 21 см, ширина 13см, длина 29,5 см. Основа – дерево (прессованный бамбук?), грунтовка – зольная, смешанная с сырым лаком. Снаружи и внутри шкатулка покрыта несколькими слоями лака. Внутри – гладкий красный лак, киноварный, снаружи – черный лак с росписью красным. Роспись в виде геометрических орнаментов, с узорами в виде «запятых» и треугольников. Орнаменты расписаны тонкими линиями и хаотическими мазками. В линеарные узоры включены фигуры животных.
Не смотря на то, что древесина между слоями лакового покрытия истлела, сохранность шкатулки была достаточно хорошей благодаря отсутствию контакта с почвой и маленького ее размера. Слои краски были сохранены почти в первоначальном состоянии и форме.
В нижнем отсеке шкатулки находилась маленькая шкатулка размером 15х8 см, высотой 8см. В центре крышки изображена «танцующая» фигурка, написанная широкими мазками кисти, с тонкой «косичкой» - хвостом на голове. По периметру нанесен орнаментальный узор с повторяющимися символами.
В верхнем отсеке находились стеклянный флакон, две костяные пиксиды с белой алебастровой краской для макияжа, баночка с ручками в виде животных и кусок смолистого вещества. В нижней части лежал кусочек можжевельника с обеих сторон, маленькие лаковые пуговицы, бронзовая ложка, две железные броши с деревянной ручкой и нити различной толщины.
Пиксида (от греч. πυξίς) — в Древней Греции небольшая круглая (деревянная, изначально — самшитовая) коробочка с крышкой для хранения украшений, пряностей, мазей или порошков.
Подобные лаковые изделия были широко распространены в Китае в V-I вв. до н.э., являлись ценными предметами и нередко клались в захоронения китайской знати. Период наибольшего их распространения – III - II вв. до н.э. Самая представительная коллекция таких изделий происходит из погребения княгини Синь в Мавандуе около Чанша (провинция Хунань), относящегося к 168 г. до н.э. (династия Западная Хань). Многие изделия из лака в Мавандуе имеют тот же характерный линеарный стиль орнаментации. Кроме того, вещи украшены фигурками с расставленными руками, «седыми» волосами с косичками или рожками, развевающимися одеждами и т. п., которые считаются духами-защитниками. Судя по аналогиям, альминские шкатулки следует датировать II – первой половины I в. до н.э. Место производства - юго-восток Центрального Китая (провинции Хунань–Цзянси). Однако такая датировка вступает в противоречие с остальными предмета комплекса и не соответствует хронологии всего участка некрополя в целом. Поскольку остатки лакового покрытия с орнаментов от аналогичных шкатулок обнаружены еще в четырех склепах: 603, 612, 642, 720, на расстоянии 7-15 м вокруг склепа 620, то это позволяет предполагать определенную синхронность попадания их к владельцам и высказать гипотезу о продолжении производства шкатулок такого типа на рубеже эр.
Шкатулки являются одним из атрибутов женских богатых погребений среднесарматской культуры. Отделка, оформление, содержимое не оставляют сомнений, что они относились к социально-престижным предметам, а общий характер инвентаря позволяет с большой степенью вероятности утверждать, что погребенные с ними лица были «жрицами».
Восстановленные шкатулки хранились в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, однако в настоящее время находятся в Голландии.