
В XIII веке Крым становится связующим звеном, соединяющим Европу, Центральную Азию и Китай. Это время господства в степях Евразии грозных кочевников – монголов. Установив свою власть над огромной территорией, они покрыли континент сетью торговых маршрутов, один из которых проходил через Крымский полуостров. Особенно велико его значение было в золотоордынский период – второй половине XIII – XV веках. Тянулся этот путь от оазисов Туркестана в Астрахань, затем поднимался по Волге к Большой излучине Дона, спускался в Приазовье, откуда степью шел к Солхату (Старый Крым) и Каффе (Феодосия). Сюда из самых отдаленных уголков Азии стекались разнообразные товары, продукции ремесленников, настоящие произведения искусства.
Из Китая, например, в Золотую Орду привозили шелк, специи, нефрит и фарфор, в т.ч. и особую его разновидность – селадон. Попадал он и в Крым.
Представлял он собой фарфоровые изделия из светло-серой глины с поливой светло-зелёного цвета, похожего на нефрит. Цвета глазури селадонов варьируют от почти белого и голубого до зелёного. Наиболее известные оттенки в диапазоне от бледно-зелёного до насыщенного тёмно-зелёного.
Сам термин «селадон» не восточного происхождения. Наиболее распространенная версия гласит, что название это появляется в XVI или XVII веке в Западной Европе и возводится оно к имени героя популярного французского романа «Астрея» Оноре д’Юрфе – молодого, изнывающего от любви, пастуха Селадона, украшавшего свою одежду светло-зелёными лентами. В китайском же языке, этот термин звучит как цин цы и обозначает просто «зеленый фарфор».
Появился селадон в Китае в X веке и изготавливался на протяжении семи столетий в нескольких районах Северного и Южного Китая. Производили его и в соседней Корее.
Таким образом, среди селадоновых сосудов исследователи выделяют две разновидности, отличающиеся цветом глазури. Первая группа сосудов, покрытая светло-зеленой глазурью, производилась в Китае; вторая, отличающаяся сероватым тоном покрытия, относится исследователями к корейскому производству. Одними из лучших среди «зеленых фарфоров» признаны изделия мастерских округи уезда Лунцюань в юго-восточной части Китая. Именно они были наиболее распространены за пределами Поднебесной во время расцвет производства этих мастерских в XIII – XVI вв.
Экспортировались селадоны в Восточную и Юго-Восточную Азию, Индию, на Ближний Восток и север Африки. Известны их находки в российском Приморье и далее на востоке, в Поволжье и на Каспии.
В Восточную Европу эта группа китайского импорта попадает с приходом монголов и образованием Золотой Орды. На множестве золотоордынских памятниках находки селадона известны повсеместно, а поскольку торговый путь из Китая на Запад пролегал, в том числе и через Крым, то находки китайского селадона известны и здесь.
Одна пиалообразная чашка найдена в слое пожара в цитадели Мангупа. Поверхность этого изделия была украшена рельефной моделировкой, полностью покрыта «селадоновой» глазурью, за исключением нижнего края кольцевого поддона, украшенного дополнительно красителем красно-коричневого цвета, что является характерным признаком китайских селадонов. Интересно, что на Мангупском городище обнаружено еще более 100 образцов более дешевых подражаний, т.н. псевдо-селадоновой керамики, поступивших, видимо в промежутке 60–70-х. гг. XV в. одной партией.
Шесть обломков найдены в слоях середины – второй половины XIV в. в Судакской крепости. Несколько фрагментов стенок сосудов конца XV – XVI вв. происходят из раскопок в районе башни Орта-Куле крепости Алустон, а также с территории Бахчисарайского дворца. Один небольшой фрагмент был найден в 2020 г., во время археологических исследований на средневековом поселении в восточной части урочища Мал-Муз в Байдарской долине.
Семь фрагментов селадоновых чаш и блюд происходят из раскопок Солхата и его окрестностях, на поселениях Бокаташ II и Кринички. Все они датируются второй половиной XIV века.
Несмотря на небольшое количество находок китайских селадонов в Крыму, они подчеркивают то место и роль, которую играл полуостров в торговле, шедшей по Великому Шелковому пути.
В конце XV века слава китайских селадонов начинает постепенно затухать. Со временем они почти исчезают и сменяются более практичной и популярной керамикой других сортов. На протяжении всего периода производства, китайские и корейские селадоны имели большую ценность, ими пользовались и коллекционировали элиты разных народов и государств, их наделяли, наравне с нефритом магическими свойствами. Неудивительно, что на протяжении последующих 300 лет неоднократно делались безуспешные попытки повторить легендарные «зеленые фарфоры», секрет, которых не раскрыт и по сей день.