Кермика с орнаментом в виде птиц из Солхата

Город Солхат или Крым (ныне – Старый Крым) в XIII-XV вв. представлял собой крупное поселение с не менее обширной округой. С 1978 г. на его территории регулярно проводятся раскопки. За это время изучено множество памятников и получен разнообразный археологический материал, среди которого значительное место занимает керамика. В быту населения средневекового города использовалась как простая глиняная посуда, так и покрытая глазурью и украшенная разнообразными сюжетами. На некоторых находках нанесен зооморфный орнамент в виде птиц. В настоящее время они хранятся в нескольких музеях: Старокрымском литературно-художественном музее, в фондах отдела Востока Государственного Эрмитажа и Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия (г. Симферополь).

Н. Ф. Лисова также отмечала, что самым распространенным изображением птицы была утка. Изображение утки, видимо, наделено сакральным и одновременно мифологическим смыслом. В татарском фольклоре существует предание о творении земли, в котором говорится о том, что, когда не было суши, утка плавала в океане и, нырнув на дно, достала комок земли, он и стал основой творения земной тверди. С утверждением ислама в золотоордынской культуре образ утки постепенно эволюционировал в декоративный мотив. Г. А. Федоров-Давыдов трактует образ утки как символ благополучия.2021-10-22_17-01-00.png

На городище Солхат найдено значительное количество фрагментов керамических сосудов с изображением и других птиц: голубя, павлина, цесарки, перепелки и др. В большинстве случаев мы можем лишь предполагать, какие виды птиц изображены на сосудах. Предположительно средневековые мастера изображали кеклика или чибиса. М. Г. Крамаровский считает, что на некоторых сосудах изображены птицы, относящиеся к группе удодов. У многих народов птицы, относящиеся к семейству удодовых, интерпретировались как символ начала весны и плодородия. Птицы изображаются на сосудах как обычный декор и, возможно, несут в себе функцию оберега, или отражают восприятие мира мастером либо заказчиком. Птицы встречаются на сосудах открытого и закрытого типа. Вероятней всего, местные ремесленники изображали тех птиц, которые обитали в Юго-Восточном Крыму в эпоху средневековья, либо использовали изображения на импортной посуде. Нельзя также исключать наследие позднеантичной или византийской традиции.

2021-10-22_17-02-25.pngСреди керамических находок Солхатского городища и его округи предметы с зооморфными изображениями сравнительно малочисленны. В то же время зооморфные мотивы широко представлены в бытовой глазурованной посуде золотоордынского Крыма. Стилистический анализ зооморфного орнамента поливной посуды отражает процесс формирования единой художественной культуры Золотой Орды. Зародившись во многом как рисунок, наполненный глубоким символическим содержанием, впоследствии он перерастает в традиционный орнамент, вероятно, уже лишенный этого смысла, а отражающий лишь абстрактное восприятие искусства средневековым населением Крыма.

Изображения птиц на ордынской посуде часто сопровождаются растительными орнаментами, которые усиливают выразительность рисунка. Изучение разнообразной коллекции керамических сосудов с изображением птиц позволяет расширить знания о производстве художественной керамики в средневековом Солхате. Эта керамика представляет собой важную отрасль производства гончарного ремесла, прочно входит в быт и получает широкое распространение в средневековых городах Золотой Орды. Наряду с этим, всестороннее изучение столовой посуды дает определенное представление об уровне развития гончарного ремесла и о художественных и эстетических вкусах местного населения в золотоордынский период.

Список литературы
Сейдалиева Д. Э. Изображение птиц на золотоордынской керамике Солхатского городища и его округи // Материалы по истории, археологии и этнографии Таврии. - вып. XXIV. - 2018