
"Гераклид, сын Парменонта, предложил: поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы трудолюбиво описав, прочитал, и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, - то дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то, и симмнамонам увенчать его золотым венком в Дионисии, в 21 день и быть провозглашению:
«Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы и бывшие дружественные отношения с городами и царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства. Написать симмнамонам на каменной плите народное постановление и выставить в притворе храма Девы; понесенный же расход выдать согласно решению казначею священных сумм. Это решено советом и народом месяца (...) в десятый день (…)»"
Описание и датировка
В надписи назван древний историк Сириск, описавший «явления Девы», а именно нападения варваров и иные опасности, от которых спасла город богиня, а также взаимоотношения Херсонеса с Боспором и другими государствами. За свои исторические труды, которые до нас, к сожалению, не дошли, Сириск был награжден на празднике Дионисий золотым венком. Подобно Геродоту, он публично читал свое сочинение, вероятно, в театре, который уже существовал в Херсонесе с середины III в. до н. э. Упоминаемые в надписи симмнамоны - должностные лица, ведавшие религиозными церемониями и награждением граждан.
Публикатор надписи – В. В. Латышев – датировал документ широко: III в. до н. э. Э. И. Соломоник склонялась к уточнению датировки декрета второй половиной III в. до н. э. Она полагала, что театр, где историк читал свои произведения, существовал в Херсонесе с середины III в. до н. э. Но херсонесский театр был сооружен не позднее последней четверти IV в. до н. э., о чем свидетельствует большое количество поддающихся достаточно четкой датировке керамических клейм разных центров, найденных в слоях из-под театральных построек.
Первая четверть III в. до н. э. – время, наиболее подходящее для экстраординарных трат: установки алтарей, храмов, статуй, почетных декре- тов и пр. – время расцвета херсонесского государства. Вторая половина этого столетия – время потерь, разрушенной экономики, перманентного натиска со стороны варваров, время затягивания поясов, напряжения сил. Не лучшее время, чтобы дорогостоящими акциями чествовать граждан, пусть и, безусловно, достойных, и даже выдающихся.
Еще один момент в пользу довольно ранней датировки декрета в честь Сириска – палеография надписи. Буквы в декрете достаточно подквадратные, характерные по графике для предыдущего столетия, имеют много общего с палеографией херсонесской присяги, хотя есть и определенные отличия.