Городские центры Крымского полуострова эпохи Золотой Орды – Солхат, Судак, Каффа, Кырк-Ер, Чембало, Алустон, Херсонес и др. Являясь частью Средиземноморской торговой системы, они одновременно были ее северовосточной окраиной. Этот регион длительное время был связан с Византийской империей, частично входя в ее состав, частично поддерживая интенсивные торговые связи с ней. Это не могло не сказаться на многих аспектах материальной культуры этих центров, в том числе и на составе поливной керамики, используемой населением. Для изучения поздневизантийской поливной керамики значение материалов этого региона очень велико. Они позволяют существенно уточнить хронологию ее производства, поскольку многие городские центры в Северном Причерноморье существовали непродолжительное время.
Поскольку поливная керамика в различных регионах производилась примерно на одном технологическом уровне, то для ее классификации исследователю наиболее важно установить особенности изготовления поддона сосуда. В отличие от формы сосуда и элементов орнамента, которые могли копироваться по готовым образцам, техника изготовления поддона не копировалась. Эти навыки мастера гончары передавали от учителя к ученику. Византийские гончары для изготовления поддона использовали массивную заготовку, которую наклеивали на уже готовое изделие. В подошве будущего поддона выбиралась выемка, поверхность которой обычно хорошо заглаживалась мокрой рукой. Образовавшаяся полость имеет в сечении сегментовидную, реже трапециевидную со сглаженными контурами форму. На материалах Северо-Восточного Причерноморья (городище Азак) хорошо прослеживается постепенная эволюция профилировки поддона. Она идет от широкого низкого поддона с мелкой выемкой к более высокому и узкому поддону с более глубокой выемкой, затем выемка становится сложнопрофилированной, а вершина поддона становится заметно тоньше подошвы и, наконец, поддон превращается в низкую ножку с глубокой полостью.
Наиболее многочисленная в XIV в. в Северном Причерноморье керамика производства городов Юго-Восточного Крыма (Каффа, Солхат, Судак) имеет поддоны, изготовленные по разным технологическим схемам. Но ни разу не отмечены поддоны, изготовленные по византийскому образцу. Местные северопричерноморские мастера могли копировать особенности формы сосудов и отдельные орнаментальные элементы византийских образцов. Но никогда они не копировали технологию изготовления поддонов византийских мастеров. По технике изготовления поддона продукция византийских центров резко отличается от продукции гончарных мастерских не только Крыма, но и от изделий других центров Золотой Орды, Средней Азии и других регионов. Однако именно по этому признаку очень однородна византийская поливная керамика. На основании этих признаков на настоящий момент можно выделить шесть основных групп византийской поливной керамики середины XIII–XIV вв., поступавших в Северное Причерноморье из Византии.
К первой группе принадлежит значительная часть находок парадных блюд с сюжетными композициями из раскопок Херсонеса. Отдельные находки встречены при раскопках других крымских городов. Керамика отличается формовочной массой без видимых примесей и серо-коричневым цветом обжига. Глазурь нанесена тонким слоем и имеет очень характерный оливковый оттенок. Для расцветки орнамента использовались размытые пятна и полосы коричневого или зеленого цветов. Гравировка выполнена аккуратно тонкой неглубокой линией, а изображения изобилуют деталями. Среди сюжетов стоящие птицы, борющиеся животные (львы, змеи, фантастические существа), всадники-змееборцы. Наиболее известны большие блюда из раскопок слоя разрушений в Херсонесе. Однако наряду с этими широко известными вещами встречаются изделия более дешевые – чаши обычного размера с сильно стилизованным растительным орнаментом. Подобная керамика поступала в Северное Причерноморье не позднее конца XIII в. Но широкого распространения эта группа керамики не получила, очевидно, будучи дорогостоящей.
Вторая группа представляет собой хронологически первую группу византийской красноглиняной керамики, поступавшую в Северное Причерноморье в большом количестве. Формовочная масса красно-оранжевого цвета, полива интенсивножелтого, иногда оранжевого цвета. По форме это чаши на кольцевом поддоне с выделенным бортиком, имеющим разную профилировку. Орнаментация очень ограничена: это концентрические окружности в центре и под бортиком и одиночные волнистые линии, очень редко – сильно стилизованный растительный орнамент. Достаточно характерна роспись ангобом на внешней стороне бортика, как правило, в виде волнистой или зигзагообразной линии. В большом количестве эта керамика встречена на сельских поселениях Северного Приазовья, в наиболее ранних комплексах Азака, а также среди груза корабля, затонувшего в бухте Судака. Эта дешевая массовая продукция поступала в большом количестве в середине – третьей четверти XIII в. Но уже к концу XIII в. ее поступление полностью прекращается, причем в этот период она абсолютно преобладает среди поливной керамики, бытовавшей в Северном Причерноморье.
Третья группа византийской поливной керамики наиболее многочисленна. Хорошо заметна она даже в материалах такого удаленного от Причерноморья центра Золотой Орды, как Укек. Продукция эта очень стандартизирована. На рынок поступали большие партии сосудов, идентичных вплоть до деталей орнамента. В крымских городских центрах она не столь заметна, но здесь не столь выражены культурные слои конца XIII – первой половины XIV вв. Цвет черепка таких сосудов колеблется от светло-коричневого до оранжевого. Цвет глазури - от почти бесцветного до темно-оранжевого, но преимущественно встречаются сосуды с ярко-желтой глазурью. Зеленая глазурь встречается как очень редкое исключение. Для внешней стороны сосуда использовалась глазурь только светло-зеленого («салатного») цвета, обычно покрывавшая только верхнюю полосу в 2–3 см.
На таких сосуах встречено небольшое число орнаментальных элементов. Гравировка выполнялась очень небрежно: ширина и глубина линий сильно колеблется, линии не стыкуются между собой, часто перекрывают друг друга, линии штриховки выходят за пределы контуров основных изображений. Рисунок часто асимметричный, как следствие ошибок при его разметке. Посуда третьей группы представлена следующими видами: большие чаши, чаши, малые чаши и кубки, плоскодонные чашечки, блюда, блюдца. Начало импорта этой группы относится к концу или третьей четверти XIII в., окончание – примерно к середине XIV в. К концу первой четверти XIV в. она почти полностью вытесняет другую красноглиняную византийскую поливу. В этот период ее доля может достигать свыше 50% всей поливной керамики в комплексе.
Четвертая группа объединяет светлоглиняную керамику с примесью дресвы в формовочной массе. Керамика очень тонкостенна (3–4 мм) с четкими волнами от вытягивания. Часто изделия имеют двуцветный в изломе черепок – бежевый и розовый. Подавляющее большинство находок относится к двум видам кухонной посуды, покрытой глазурью, нанесенной по черепку на внутреннюю поверхность. 1 вид – горшки разнообразной профилировки и размеров с одной или двумя ручками, 2 вид – низкие котлы с четырьмя симметрично расположенными ручками. Достаточно характерна орнаментация в виде росписи вертикальными полосами ангоба. Сосуды этой группы поступали в Североное Причерноморье на протяжении почти всего золотоордынского периода, за исключением последней четверти XIV в. Пик ее импорта приходится на первую треть XIV в. В Крыму она отмечена в материалах из раскопок Чембало и окрестностей Херсона.
Пятая группа по сравнению с тремя предыдущими сравнительно малочисленна. Это явно более дорогостоящая по сравнению с ними посуда. Тем не менее, она проникала даже на сельские поселения. Черепок сосудов однородный, почти без видимых примесей, имеет кирпично-красный цвет, сравнительно толстый – 6–7 мм. Глазурь покрывает сосуды с обеих сторон. На внутренней поверхности глазурь нанесена по черепку, на внешней – по ангобу. Сосуды сплошь покрыты орнаментом сграффито. При этом в орнаментальных схемах присутствует ряд устойчивых элементов – «сельджукская цепь», «шахматная клетка», иногда со штриховкой, вертикальные или косые полосы, круглые спирали в 2–3 оборота, криволинейные заштрихованные треугольники и другое. Подавляющее большинство находок – кувшины. Изделия явно подражают металлической посуде, что хорошо заметно по наличию псевдозаклепок и фигурных налепов. Иногда ручка действительно крепилась на пробой и фиксировалась на внутренней стороне глиняной заклепкой. Исследователи связывают эту керамику с палеологовским стилем и влиянием латинских образцов. В Северном Причерноморье эта керамика широко распространена и поступает с конца XIII в. до 40-х годов XIV в.
Шестая группа – последняя по времени появления группа византийской керамики в Северном Причерноморье. Она отличается тонкостенностью сосудов – 3–4 мм. Ассортимент представлен чашами на низкой ножке, небольшими чашечками с сегментовидным туловом на низкой ножке, плоскодонными чашами колоколовидной и колоколовидной форм. Орнаментация изделий достаточно стандартна и тщательно выполнена. Причем с разными видами изделий связаны свои орнаментальные схемы. На маленьких питьевых чашечках на ножке встречаются изображения барса (льва), птицы, шахматный орнамент, монограммы, разнообразные розетки, реже человеческие фигуры. Отмечено изображение корабля. Колоколовидные чашечки на внешней стороне также имеют стандартный орнамент в виде лепестков цветка. На внутренней стороне монограммы, мелкие розетки, древо кипариса, редко брызги марганца. Сосуды большего размера встречаются крайне редко. Орнамент на них выполнен в той же стилистике, за исключением крупных колоколовидных чаш, которые все монохромны. В результате недавних исследований производство этой группы можно надежно связывать с Константинополем. Такая керамика начала поступать в Северное Причерноморье около середины XIV в., практически одновременно с исчезновением почти всех других групп византийской поливы. Число находок невелико, но их география очень широка. Время прекращения их поступления установить сложнее. Во всяком случае, она поступала до самого конца XIV в.
Византийская керамика в Северном Причерноморье золотоордынского периода составляет заметную долю керамического комплекса, количественно уступая только местному производству. Это была продукция, поступавшая на рынок большими партиями. Во второй половине XIII в. она доминировала абсолютно. С рубежа веков ее стала постепенно вытеснять продукция городов Юго-Восточного Крыма (Солхата, Каффы, Судака). За крайне редкими исключениями византийская поливная керамика не оказала никакого воздействия на местное производство ни в технологии, ни в формах сосудов, ни в стилистике орнаментации. Развитие местного производства происходило под воздействием иных влияний, о чем свидетельствует, в первую очередь, иная техника изготовления поддона. Исключением стали поливные кухонные горшки производства Азака, имитирующие по форме византийские образцы. Причем в этом случае можно говорить о том, что местное производство не вытеснило византийскую керамику, а попыталось заместить его после прекращения импорта.