Бронзовая чаша с изображением смертных грехов из Херсонеса

В 1956 году при раскопках в Северном районе Херсонеса, в одном из средневековых домов XXV квартала, была найдена необычная разломанная бронзовая чаша. Ее диаметр составлял 30 см, высота – 5 см. На внутренней стороне чаши были выгравированы изображения, орнаменты и надписи на латинском языке (рис. 1).

Центральную часть дна занимает фигура стоящего юноши в головном уборе в виде шапочки с прямыми краями и длинной одежде. Левой рукой он держит большой «миндалевидный» щит со сферическим умбоном. Вокруг фигуры вырезана надпись: по четыре буквы слева и справа, составляющие слово «SVPERBIA» («высокомерие»). Изображение обрамлено двумя концентрическими кольцами, имитирующими плетенку или шнур.

бронзоваячаша.jpg

По сторонам центрального изображения находятся четыре бюста, расположенные крестообразно. Головы обращены попарно друг к другу. Лица курносые, без бороды и усов, глаза обозначены двумя горизонтальными штрихами. Бюсты отличаются необычной шириной плеч, над которыми начертаны надписи. Над левым бюстом вырезано слово «LVXVRIA» («изнеженность»), над верхним – «IDOLATRIA» («идолопоклонство»), над правым – «INVIDIA» («зависть»), над нижним бюстом сохранилась фрагментарная надпись «IRA» («гнев»). На стенках чаши вырезан орнамент, в который заключены слова «PECCATV[M]» («грех»), «DOLVS» («обман»), «ODIVM» («ненависть»), повторяющиеся четыре раза.

Всего на наше сделано восемь надписей (без учета повторений), каждая из которых означает отрицательное качество, с религиозной точки зрения являющееся грехом. Такие сосуды известны в Центральной и Западной Европе. Для большинства из них характерна композиция из пяти бюстов – одного в центре и четырех по сторонам, сочетающихся с орнаментом. Диаметры таких чаш колеблются от 26 до 30 см, высота – от 4 до 6 см. Надписи на них содержат как слова, означающие пороки, так и слова, упоминающие добродетели. Наиболее близкие херсонесской чаше сосуды хранятся в музейных коллекциях в Дрездене и Познани.

бронзоваячаша-2.jpg

У исследователей имеются две точки зрения о назначении таких чаш. Одни полагают, что чаши употреблялись в церквях. Другая точка зрения отрицает церковный характер сосудов, основываясь на том, что ни одна из них не была найдена в церкви или в монастыре. Изображения же на чашах библейских сюжетов встречается и на повседневной посуде, использовавшейся для приема пищи. Также на них можно увидеть, наряду с библейскими, и обыденные, светские темы. Широкое распространение чаш от Херсонеса до Парижа, и нахождение их в большом количестве позволяет считать их предметами массового производства, изготавливавшимися в различных центрах. Стоит также заметить, что мастера не всегда были грамотными, о чем свидетельствуют множественные ошибки в начертаниях надписей. Известный отечественный медиевист и археолог В.П. Даркевич относил херсонесскую чашу к продукции мастеров области Мааса – Нижнего Рейна.  

В заключение стоит упомянуть, что вместе с чашей в доме были найдены кувшины, амфоры, поливная посуда, шиферная икона и другие предметы, позволяющие датировать комплекс XIII – XIV вв.

Необходимые ссылки
Список литературы
Белов Г.Д. Средневековая бронзовая чаша из Херсонеса // Советская археология. №2. 1958.
Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X – XIV вв.). М. 1966.
Наследие Византийского Херсона. Севастополь. 2011.