Елена Чеславовна Скржинская, выдающийся советский историк-медиевист, доктор исторических наук, член редколлегии «Византийского временника» и его постоянный автор, человек большой культуры и огромного исследовательского таланта. Прожив большую жизнь, Е. Ч. Скржинская оставила немало работ, которые золотыми буквами должны быть вписаны в скрижали исторической науки. Её научные интересы были сосредоточены на задаче весьма масштабной — понять и по возможности объяснить те события и процессы, которые происходили в Средиземноморье, и особенно в Северном Причерноморье и соприкасавшихся с ним степях и древнерусских землях в период с XII в. и до турецкого завоевания.
Елена Чеславовна Скржинская родилась 24 апреля 1894 года в Петербурге в семье, как она сама говорила, трудовой интеллигенции. Ее отец, Чеслав Киприанович Скржинский (1849-1912), был одним из ведущих в России инженеров-электриков. Непосредственным воспитанием Е.Ч., ее сестры и братьев занимался родственник матери, учитель-естественник Я.И.Ковальский (1845-1917), имя которого вошло в историю методов преподавания физики. Но самое глубокое влияние на Е.Ч. оказала ее мать, Елена Владимировна Головина-Скржинская (1856-1930), одна из первых в России женщин-врачей, приобретшая известность в качестве судебного эксперта-психиатра.
История стала любимым предметом Елены Чеславовны Скржинской уже в школьные годы. Об этом свидетельствуют ее гимназические сочинения: “Бернард Клервосский и средневековая мистика” (1911) и “Объединение Италии” (1912). На Высшие (Бестужевские) женские курсы она пришла в 1913 году с определившимися интересами. Там она попала в среду увлеченных студентов и блестящих преподавателей, многие из которых вели занятия также и в Петербургском университете.
На Бестужевских курсах Елена Чеславовна Скржинская посещала лекции и семинары многих профессоров, имена которых вошли в историю гуманитарных наук: Н.О. Лосского — по философии, М.И. Ростовцева, Ф.Ф. Зелинского и Б.В. Фармаковского — по истории античности, Л.П. Карсавина, А.А. Васильева, В.Н. Бенешевича и Д.В. Айналова — по истории средних веков, С.Ф. Платонова и С.М. Середонина — по русской истории, Е.В. Тарле и Н.И. Кареева — по новой истории. Главным учителем, наставником и другом на всю жизнь для нее стала О.А. Добиаш-Рождественская — профессор по средневековой палеографии и дипломатике. Одним из учителей Е.Ч. стал И.М. Гревс, историк-медиевист и прекрасный преподаватель, декан историко-филологического факультета, чью биографию она написала вскоре после его смерти.
Заканчивала своё образование Елена Чеславовна Скржинская в Петроградском университете, в состав которого были включены Бестужевские курсы. Ее дипломной работой было сочинение “Паломничество в Монтекассино и Монтегаргано и отношение между двумя святилищами (приблиз. до XI в.)” (февраль 1918 г.). После окончания университета в 1919 году Е.Ч. Скржинская была оставлена при кафедре всеобщей истории для подготовки к профессорскому званию. Одновременно, благодаря отменным характеристикам, представленным её наставниками, она была принята на работу в Российскую (затем — Государственную) Академию истории материальной культуры (ГАИМК).
По отзыву И.М. Гревса:
Е.Ч. Скржинская известна мне со времени ее студенчества. Она окончила курс в Петроградском университете в 1919 году, а до этого ряд лет участвовала в устраиваемых мною семинарских занятиях по средневековой истории. В работе своей она проявляла, помимо живой энергии и воодушевления, стремление к глубокому изучению первоисточников, раннюю способность к критическому анализу и в суждениях и выводах, обнаруживала постоянную склонность к исследовательскому труду, проницательность мысли и несомненный синтетический талант. В ней уже тогда чувствовался готовящийся выдающийся научный работник. Она обладала всеми нужными вспомогательными средствами к работе: разнообразными историческими знаниями, хорошею начитанностью, методическими и техническими сведениями и прекрасным знакомством с древними и новыми языками. Выходила она из школьных лет с редкою осведомленностью и твердою подготовкою в области тем как социальной и экономической истории, так и проблем духовной культуры. Такое предвиденье своих университетских учителей она оправдала дальнейшим уже самостоятельным творчеством.
В ГАИМК Е.Ч. Скржинская была принята в качестве научного сотрудника 2го разряда, а в 1929 году была выбрана “большинством 12-ти голосов против 3-х” в научные сотрудники 1-го разряда по разряду древностей раннехристианского периода, переселения народов и Византии. Заведовал разрядом А.А. Васильев, а после его отъезда заграницу — Н.П. Лихачев, работали в разряде Ф.И. Успенский, Ф.И. Шмит, А.П. Смирнов и др. В круг научных интересов Е.Ч. Скржинской в эти годы входили темы: история Южной Италии, политика папы Адриана, “чудеса” по хронике Льва Остийского, история средневековой культуры и религии.
Ею был собран обширнейший подготовительный материал: выписки из источников и литературы, библиографические и историографические заметки. Работа над одними темами не продвинулась дальше собирания подготовительных материалов, другие превратились в доклады, статьи и публикации. Италия, её история и искусство привлекали Елену Чеславовну Скржинскую с юных лет и до конца жизни. В одной из своих ранних заметок она записала:
Пришлось так, что занимаюсь я все полуостровами: исторически — Италией, археологически — Крымом, туристически — Норвегией.
Побывать в Италии ей довелось единственный раз — летом 1914 года. После 1917 года поездки за границу с научными целями и в Италию в том числе и изучение ее средневековой истории по хранящимся там документам стали затруднены, и Е.Ч. Скржинская сосредоточила свои исследования на изучении доступной частицы Италии — генуэзских колоний в Крыму. К изучению средневекового Крыма и его памятников Е.Ч. Скржинская приступила в первые годы своей профессиональной деятельности. В датированном 4.Х.1921 года “Curriculum vitae” она пишет о том, как это произошло:
В 1919-м году проф. Васильев предложил мне заниматься в качестве научного сотрудника в Росс. академии истории материальной культуры, в разряде древностей раннехристианских и византийских. В начале мне был поручен вопрос по истории готского государства в Крыму, затем вопросы из истории позднего крымского средневековья, именно эпохи торговых итальянских колоний на Крымском полуострове.
Отчеты о деятельности Елены Чеславовны Скржинской в ГАИМК свидетельствуют:
Е.Ч. Скржинская приготовила исследование о системе генуэзских укреплений (Каффа, Солдайя, Чембало, Солхат, Чобан-Куле) «…» Зимой 1926–1927 г. на известных “средах” — публичных общих собраниях ГАИМК в Мраморном дворце Е.Ч. Скржинская прочитала доклад “Итальянские замки в Крыму.
Елена Чеславовна Скржинская изучала историю генуэзских колоний по документам, хранящимся в российских архивах и библиотеках, по имеющимся изданиям, читала крымско-генуэзские надписи на каменных плитах в Павловском дворце. Она работала на археологических раскопках в Северном Причерноморье, включая Крым (в частности в Судакской крепости), исследовала там сохранившиеся на местах и в музеях средневековые лапидарные надписи. Первые подготовительные материалы представляют собой четыре тетради под общим названием “Gazaria” (так в генуэзских источниках называлась область, включавшая в себя Крым), содержащие выписки из источников и литературы.
В 1920 году исследовательница делает первый постановочный доклад “По поводу археологической карты средневекового Крыма”. Через два года, 13 декабря 1922 года в разряде археологии раннехристианской и византийской ГАИМК ее был прочитан источниковедческий доклад “Латинский мир на Востоке (жизнь генуэзских поселений в Крыму по уставам XIV — XV вв.)”. В первый период работы в ГАИМК Е.Ч. Скржинская изучала историю и археологию Крыма, ездила туда на раскопки, участвовала в 1926 году в конференции, посвященной 100-летию Керченского археологического музея и выступила с двумя докладами: “Судак — памятник западного средневековья в Крыму” и “Латинские надписи из генуэзских колоний в Крыму”.
В связи со второй из этих тем она получила приглашение от Лигурийского общества отечественной истории поработать в Государственном архиве Генуи, и пыталась исходатайствовать научную командировку в Геную в течение 1927 года на три месяца:
Целью просимой поездки будет изучение лигурийских крепостных сооружений, а главное, занятия в мало разобранном до сих пор архиве в Генуе, где, по словам современных местных ученых, сохраняется богатый материал для истории генуэзских колоний в XIV (т.е. то, что до сих пор оставалось неизданным).
Но ходатайство оказалось безрезультатным. Но не замыкаясь на крымско-генуэзской тематике, Скржинская изучает испанские грамоты XII века и папские буллы из собрания Публичной библиотеки, переводит с греческого “Хронику Мореи” о I и IV крестовых походах и событиях 1204–1292 годах в Морее и Афинах, находившихся под французским владычеством, занимается темой “К истории епископского посоха”. В своей первой научной публикации — статье “Об одном средневековом курорте” (1925 г.) Е.Ч. Скржинская предстала серьезным, сложившимся исследователем. Эта работа и поныне сохраняет своё значение, о котором И.П. Медведев написал:
По языку, по тонкости интерпретации источника, положенного в основу статьи, это маленький шедевр, от которого веет ароматом эпохи, и перед которым бледнеют тома новейших авторов, пытающихся постичь "мир средневекового человека".
Восемь лет занятия крымско-генуэзской эпиграфикой завершились изданием в Генуе свода лапидарных надписей Генуэзских колоний в Крыму. В него вошли 55 тщательно исследованных эпиграфических памятников: из Каффы-Феодосии (39), из Судака (13) и из Балаклавы (3). Публикация была снабжена репродукциями надписей и фотографиями памятников, на которых они находились. О.А. Добиаш-Рождественская оценила труд своей ученицы как “классический”, полагая, что он мог бы доставить Елене Чеславовне Скржинской ученую степень в любом университете в Западной Европе.
Публикация латинских надписей Крыма сделала имя исследовательницы известным отечественным и зарубежным учёным, вызвав у них интерес и к другим работам автора. За создание и издание свода она была избрана членом Таврического общества истории, археологии и этнографии и членом-корреспондентом Лигурийского общества отечественной истории. Она намеревалась издать этот труд на русском языке, до конца жизни пополняла свод и вносила в него исправления.
В июне 1927 году Елена Чеславовна Скржинская провела экскурсию по памятникам Крыма, сопровождавшуюся лекциями, для студентов Ленинградского педагогического института по маршруту: Феодосия, Судак, Ялта, Севастополь (Балаклава, Херсонес). В 1929–1932 годах ею была полностью подготовлена к изданию объёмная рукопись, озаглавленная “История генуэзских поселений в Крыму”.
В 1930 году Е.Ч. Скржинская была отчислена из ГАИМК. Её не только уволили, но и полностью отсекли от ставшего ей родным научного содружества, где она встретила многих духовно близких людей. Насколько это грубо и обидно, можно понять лишь на одном примере. В 1934 г., когда скончался Н.Я. Марр, Елену Чеславовну Скржинскую не пустили на панихиду в Мраморный дворец, и она не смогла попрощаться с создателем ГАИМК’а.
Но научная деятельность продолжалась. Три статьи были опубликованы за рубежом. Cтатья о Феодосии-Каффе из большой работы о генуэзских колониях в Крыму. В 1936 году она начинает вести ряд спецкурсов в Ленинградском университете: в 1936–37 годах и 1939–40 годах на филологическом факультете — общий курс латинской палеографии, в 1938–39 годах на историческом факультете — курс “Генуэзские торговые фактории в Крыму”, в 1939–40 годах курс по истории материальной культуры западного Средиземноморья, в 1940–41 годах курсы “Латинский Восток” и “Генуя и ее фактории в Крыму”. В 1939 году Елена Чеславовна Скржинская получила ученое звание доцента и была включена в состав комиссии по приему государственных экзаменов.
Самый трудный, первый период блокады Елена Чеславовна Скржинская провела в осажденном Ленинграде. От эвакуации с ЛГУ отказалась в связи с болезнью малолетней дочери и тяжелым состояние брата А.Ч. Скржинского, погибшего в дни блокады. В первые месяцы войны, до конца октября 1941 года, кроме занятий в ЛГУ, она читала курс истории средних веков в Институте народов Севера. В конце мая 1942 года Елена Чеславовна Скржинская была переправлена в Москву для срочной подготовки сборника научных трудов, посвященного трехсотлетию со дня рождения Исаака Ньютона, публикация которого имела немалое значение в пору выстраивания союзнических отношений с родиной Ньютона. Тогда же она была принята на работу в Московский городской педагогический институт, а затем в Институт истории материальной культуры (бывшую ГАИМК).
Елена Чеславовна Скржинская организовала экскурсии студентов ЛГУ в Крым для знакомства с памятниками византийского и генуэзского периодов истории. В эти годы ею были опубликованы ряд статей по методике преподавания истории в высшей школе. 20 июля 1943 года она вновь становится сотрудником Института истории материальной культуры в качестве докторанта, и начинается второй период работы ученого в этом учреждении, продолжавшийся, как и первый, десять лет. С 1 октября 1946 года она переводится в Ленинградское отделение Института и была зачислена старшим научным сотрудником; в мае 1948 года утверждена в звании старшего научного сотрудника по специальности “археология”.
По поручению Института летом 1944 года Е.Ч. Скржинская вместе с А.Л. Якобсоном ездила в Крым для выяснения состояния археологических и архитектурных памятников, пострадавших в годы немецкой оккупации. В 1946 году закончился срок докторантуры. Шла работа над диссертацией “Генуэзские торговые фактории в Крыму, их история и памятники”, были закончены основные части диссертации, прочитаны четыре доклада, две статьи находятся в печати, но защита не состоялась.
В 1946–1950 годы Елена Чеславовна Скржинская являлась ученым секретарем Крымской комиссии при ИИМК; в летние месяцы 1949–1951 годов исполняла обязанности ученого секретаря ЛО ИИМК, весной 1951 года ей пришлось исполнять обязанности заведующего ЛО ИИМК. В 1947–1953 годах она заведовала аспирантурой. Публикаций Е.Ч. Скржинской, вышедших в свет во время второго периода её работы в ИИМК, сравнительно немного. 30 апреля 1953 года исследовательница вновь была уволена из ИИМК; по свидетельству ее самой:
Освобождена от работы в ИИМК АН СССР на основании КЗОТ ст. 47 п. А (ввиду сокращения данного вида работы), так как было сочтено неправильным допускать работу историка, специалиста по письменным (лат. и греч.) источникам в чисто археологическом учреждении, в котором объектом изучения должны быть вещественные памятники.
Но в то же время Елена Чеславовна Скржинская не прекращала работать в Ленинградском университете, где, в частности, читала курс лекций по подготовке студентов к практике в Крыму. В 1953–56 годах Е.Ч. Скржинская находилась на пенсии. В июле 1956 году ей удалось найти работу в Ленинградском отделении Института истории СССР АН СССР, где она проработала до 1970 года. В отчете за январь-март 1970 года есть её приписка:
Это последний в моей жизни отчет — 21 апреля 1970 г. я узнала от людей, 24 апреля от директора, что выведена на пенсию по возрасту в виду необходимости сократить штаты, чтобы наскрести 1200 руб. денег на нужды Института.
Вместе с тем, время работы в ЛОИИ оказалось для Е.Ч. Скржинской наиболее плодотворной порой в ее научной деятельности. Именно здесь она подготовила и осуществила издание ряда крупных фундаментальных публикаций: сочинений Олимпиодора, Иордана, Барбаро и Контарини. Этим важным историческим памятникам она дала вторую жизнь в стихии русского языка. Своей кропотливой интерпретацией каждого малопонятного в оригинале или особо значимого слова она сделала эти памятники для нас внятными, доступными нашему пониманию в их наиболее существенных и своеобразных деталях. За публикацию и исследование сочинения Иордана «О происхождении и деяниях гетов» Елене Чеславовне Скржинской в апреле 1962 года была присвоена степень доктора исторических наук.
Последнее десятилетие своей жизни, формально находясь на пенсии, Елена Чеславовна Скржинская активно продолжала работать, развивая и углубляя начатые ранее исследования. Об этом красноречиво свидетельствует список ее публикаций, в том числе работ, изданных после кончины 2 апреля 1981 года. Исследовательница до конца поддерживала связь с ЛОИИ, регулярно участвуя в научных заседаниях, опекая и консультируя своих младших коллег. Для них она остается непревзойденным мастером исследования исторического источника, соединявшего отточенное мастерство с философским взглядом на историческую жизнь.
Перед нами — непростая и нелегкая, но интересная и в общем счастливая жизнь. Так ее расценивала и сама Елена Чеславовна Скржинская. Судьба подарила ей хороших учителей и возможность заниматься любимой темой. Е.Ч. Скржинская проявляла живейшую заинтересованность в судьбах молодых ученых и сочетала постоянную готовность прийти на помощь с величайшей требовательностью, порою безжалостной, но всегда спасительной. Редкие качества ее научных трудов, оригинальность находок прекрасно подтверждаются востребованностью ее работ и в наше время.