Чореф Михаил Яковлевич

Труд его жизни - история края. Известный археолог, историк и исследователь крымских древностей, этнограф и специалист по истории караимского народа и «пещерных городов» - Михаил Я́ковлевич Чореф. Предметом его внимания были Чуфут-кале, Эски-кермен, Качи-кальон, Кыз-куле и другие памятники Бахчисарайского района, а результатом его кропотливого труда стало открытие «процветшего креста» на Качи-кальоне. М.Я. Чореф был автором книг «"Корабль" на Каче», «Крымские караимы», «Караимская народная энциклопедия». Долгие годы исследователь собирал караимский фольклор. Михаил Яковлевич Чореф был участником многих археологических экспедиций, автором более 700 научно-популярных статей. На страницах крымских газет он рассказывал об археологических находках и истории родного края, был корреспондентом «Караимских вестей», где не раз появлялись записанные им стихи, анекдоты, легенды, сказки, пословицы и поговорки из караимского фольклора.

Михаил Яковлевич Чореф родился в городе Симферополь в караимской семье земледельца, участника Великой Отечественной войны Якова Самойловича Чорефа  21 октября 1932 года. Его матерью была А.М. Кушуль -  школьный учитель. Детство его прошло на Кубани, куда семья переехала из-за угрозы голода и репрессий. Во время войны эвакуировались в Дагестан и Азербайджан. После войны его семья вернулась в Крым. В 1948 году М.Я. Чореф впервые поднялся на Чуфут-Кале и на всю жизнь влюбился в этот горный край.

лл.jpgВ 1951 году М.Я. Чореф  окончил среднюю школу и поступил в Крымский пединститут, который окончил в 1955 году. С 1955 по 1956 годы будущий историк служил в рядах Советской Армии. Первым образованием М.Я. Чорефа было вовсе не историческое. Демобилизовавшись, он стал работать учителем физики и математики.   Позже, заочно с 1966 по 1971 годы М.Я. Чореф учился на историческом факультете Симферопольского педагогического института, где и стал историком. 

С 1969 по 1979 годы М.Я. Чореф работал заведующим отделом «пещерных городов» в Бахчисарайском дворце-музее. Всю свою дальнейшую жизнь Михаил Яковлевич Чореф посвятил изучению истории родного края, он был не просто краеведом-историком. Его работы, объясняющие те или иные события в истории алан, готов и хазар актуальны и сейчас. Учёный был настоящим подвижником науки, он собрал, спас от уничтожения огромное количество памятников культуры прошлого. М.Я. Чореф занимался разными периодами истории Крыма. Во время работы в Бахчисарайском музее он детально изучил крымский регион, открыв немалую часть изучаемых сейчас археологических объектов. В это время вместе с известными учёными Е.В. Веймарном, П.Н. Шульцем и А.Л. Якобсоном он исследовал памятники поздней античности и средневековья Крыма и издал ряд статей. Он не только пополнял лапидарий Бахчисарайского музея новыми находками, но и начал их датировку. 

В «Советской археологии» в конце 60-х – начале 70-х годов вышел ряд статей ученого, например, «Антропоморфная стела и плита с тамгообразным знаком из фондов Бахчисарайского музея», «Новая стела сарматского круга». Вместе с сотрудниками музея М.Я. Чореф участвовал в раскопках на Мангупе в 1967 году. Руководители раскопок Веймарн, Лобода, Пиоро и Чореф опубликовали свои труды в сборнике «Феодальная Таврика». В 1973 году Михаил Яковлевич Чореф провёл раскопки в районе Южных ворот Чуфут-Кале. Проведённые работы были настолько важны, что автор напечатал статью «Раскопки на Чуфут-Кале» в сборнике «Археологические открытия. 1973 г.». Это были единственные, грамотно проведённые работы, давшие исключительно важный материал для датировки поселения. Совместно с Е.В.Веймарном М.Чореф издал краткий очерк по истории Качи-Кальена «Корабли на Каче». 

Ученый жил в трудное время. Удивительно, он пытался изучать историю Крыма тогда, когда саму фразу «Крымское ханство» старались не упоминать, когда этой темой опасались заниматься, когда для исследовательской деятельности существовали определенные рамки и установки. Один из «деятелей партии» попытался сломать историку жизнь, долго травил, мешал работать, заставил уволиться из музея.В 1979 году М. Я. Чореф был вынужден уйти из музея. Учёный снова стал простым учителем. Его научные издания перестали печатать – кому был нужен учитель. Почти все его работы остались неопубликованными. Он печатался в основном только в газетах. Единственным исключением являлась статья о пережитках язычества у караимов, напечатанные в сборнике «Религии народов Крыма».

В круг его интересов входили не только крымские караимы, представителем которых он являлся. Из его статей можно было узнать о «Древних болгарах Бахчисарайской долины», «Аланах Кырк-Ера», «Генуэзцах Суюр-Таша», «Бахчисарайских цыганах», «Греках в юго-западном Крыму», «Сарматах Бахчисарайской долины» а также о ярких представительницах династии Крымского ханства, например, «Нур-салтан – царице крымской», «Мавзолее Джанике», «Кто же ты, Диляра-Бикеч?» и т. д.

О его редкой работоспособности говорит то, что с начала 70-х годов он писал не менее 20 статей в месяц.  Жители района могли прочесть большую их часть в районной газете «Слава труду». Ему не дали возможности нормально учиться – считалось не нужным историку знание арабского, греческого, латыни и иврита, а без этих языков изучать историю Крыма полноценно довольно сложно. Но Михаил Яковлевич Чореф умел учиться сам. Он сумел наладить контакты с учёными других стран. Так, многие учёные России, Болгарии, Франции и Израиля помнят о нём, тепло отзываются. 

Его работы до сих пор востребованы современными археологами, историками и краеведами. Он оставил несколько неизданных книг, написал подробнейшую историю Эски-Кермена, караимов в Крыму, труд всей жизни – история Чуфут-Кале. В предисловии к книге М. Я. Чорефа «Крымские караимы» М. М. Казас писал:
 

М. Я. Чореф отдал многие годы изучению истории караимов и их родового гнезда — города Чуфут-Кале. Нам представляется, что автор — последний из караимов, кто имеет максимальную информацию об истории этого города, окружающей его местности и кладбище, имеющем тысячелетнюю историю ». Коллеги и ученики вспоминают о Михаил Яковлевиче как о преданном друге, порядочном человеке, хорошем семьянине. Он воспитал дочь Евгению и сына Михаила, которым привил интерес к истории Крыма.

До последних дней своей жизни ученый работал. Последние годы жизни, будучи на пенсии М. Я. Чореф посвятил изучению религии своего народа, опубликовал статью «Еще одно доказательство существования караимизма у хазар». В интервью под названием «Не надо искажать историю» он отмечал, что увеличились случаи разжигания межнациональной вражды и попытки исказить историю. Его слова можно расценить как призыв, обращенный к подрастающему поколению:

Во все века Крым был многонациональным. И не лучше ли объединить усилия и превратить полуостров в цветущий край для себя и многочисленных гостей. 

Список литературы
Баккал И. Н. Памяти М. Я. Чорефа (21.10.1932 – 13.05.1999). Посвящается 85 годовщине со дня рождения // Караимы. Караи. Крымские Караимы.