Фирсов Лев Васильевич

 

Исчезли люди, но остался след

На стертых плитах площадей и улиц:

Обломки амфор, кругляши монет,

Зола и уголь, раковины устриц…

 

Крымский полуостров знаменит своими "пещерными городами" и многочисленными горными укреплениями, разбросанными от Инкермана до Феодосии. Наиболее известными среди них являются, конечно, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и Эски-Кермен. В действительности, если учитывать, что помимо наиболее крупных крепостей существавали еще десятки других, скрытых ныне от человеческого глаза густыми дубовыми зарослями, создается необычайная картина средневекового Крыма, чьи горные хребты были под чутким надзором часовых, так называемых, исаров. Частично снесенные ветрами и вымытые дождем, погребенные под землей, они в наши дни почти не исследованы. Лишь время от времени появляются работы, касающиеся того или иного памятника. Представляется правильным рассказать о жизни человека, отдавшего себя исарам горного Крыма, автора единственной обобщающей работы по этой теме - Льва Васильевича Фирсова.

Лев Васильевич Фирсов - известный российский геолог, доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией изотопных методов исследования Института геологии и геофизики СО АН СССР. Возникает вопрос, почему же, говоря об археологах, мы вспоминаем о геологе? Л.В. Фирсов был человеком многогранным, бравшимся за многие области науки. Более того, он был своего рода художником науки. В своей работе он не отделял искусство, культуру и науку. Помимо геологических изысканий, Л.В. Фирсов ежегодно путешествовал по Крыму, где его интересовали остатки укреплений эпохи средневековья. Здесь он работал, писал стихи, делал зарисовки. У Льва Фирсова было много страстей. Он был нумизматом и немного философом. INET_05.jpg

Лев Васильевич Фирсов родился в Москве 22 декабря 1926 года. Семья – коренные москвичи, была дружной, где все поддерживали друг друга. Сложностей было много, таким было время, работать приходилось, не покладая рук, куда бы судьба ни забросила. В 1942 году семья была эвакуирована в Киров. Здесь Лев Фирсов после семилетки поступил в гидромелиоративный техникум, который закончил с отличием по специальности гидромелиоратора. Возвратившись в Москву, в 1944 поступил в Московский геологоразведочный институт  (МГРИ). В 1948 году его учителя решили, что ему следует заняться наукой, и перевели его  на геологический факультет МГУ на 4 курс.  Еще во время учебы ежегодно на производственных практиках побывал в разных уголках страны. Его покорили  Приморье, Колыма, Чукотка, весь  Северо-Восток. В эти края он был влюблен до конца жизни. Его студенческие отчеты о Беринговом проливе, Яно-Колымском районе  помещались в научных журналах. В МГУ он был председателем научно-студенческого общества.

Оканчивая институт, он требовал, чтобы его распределили в Приамурье, на край света. Но комиссия отнеслась к нему настороженно (очень уж беспокойным студентом был Фирсов Лев) и отправила его на другой край света, в Магадан. Но и там он не растерялся, а стал заниматься золотом. Занятие вполне мальчишеское, сродни кладоискательству. Но несмотря на это, уже 1953 году молодой золотоискатель защитил кандидатскую диссертацию. В Магадане Л.В. Фирсов создал геохимическую лабораторию, которая стала известна на всю страну, вырастил учеников. И уехал в молодой центр науки — в новосибирский Академгородок. И снова пришлось делать с нуля лабораторию по той же тематике. В 1974 Л.В. Фирсов защитил докторскую диссертацию.

8034763B3472-55.jpgГлавной же его влюбленностью и страстью ученого был Крым. Каждое лето он летел туда. Там он работал, рисовал, писал стихи. Большая часть его акварелей и графических работ посвящена именно Крыму. «Ноябрь в Херсонесе», «Форосская Яйла», «Ласточкино гнездо», «Симеиз», «Уходит в небо пик Ай-Петри». Но помимо того, Лев Фирсов профессионально занимался археологией Крыма, его историей. Его статья о датировках находок в Херсонесе легли в фундаментальный труд, где одна глава «Херсонес-Херсон-Корсунь» написана в стихах. В приложении к этой монографии – краткая хронология событий в Крыму от древнейших времен до присоединения к России, о землетрясениях в Крыму. В 1990 году, по рекомендации академика А. П. Окладникова, по рукописи издана книга «Исары. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма». В этой же книге напечатаны также сонеты о Крыме. Работа на сегодняшний день является единственной в своем роде.

Страстность, преданность своему делу помогли Льву Васильевичу Фирсову достигнуть высокого совершенства в области радиоуглеродного метода датирования, который он постоянно развивал. Своим трудом он оказал большое влияние на совершенствование методов археологического поиска и датирований остатков древних культур. Ученый участвовал в проводимых в Крыму раскопках и самостоятельно исследовал средневековые укрепления. Здесь, благодаря его методике, были уточнены многочисленные показатели на ряде археологических памятников. 

FA6430062347-23.jpgЛев Васильевич всегда очень много работал, причем его занятость не ограничивалась только наукой. Сфера интересов была необычайно широка. Получивший известность,  как талантливый художник, он был многолетним председателем картинной галереи Дома ученых СО РАН. Его лекции по популяризации науки всегда собирали  переполненные  аудитории.   За что бы он ни брался, всё получалось первоклассно: паял, слесарил, столярные, монтажные работы ему тоже были по плечу сам  изобретал, мастерил,  ремонтировал нужные приборы. Он мог скроить и сшить платье или брюки. Одно время увлекся созданием миниатюрных (в мыльнице)  радиоприемников, раздаривал их друзьям, а друзей у него было много, и не только в институте. Делал вспышки для фотографирования, а фото у него, и цветные, на слайдах,  и черно-белые, получались великолепными. Отменно играл в шахматы, обыгрывая нередко и титулованных мастеров. 

Все, кто знал Льва Васильевича при жизни, помнят его отлично, а прошло уже после него не одно десятилетие. Лев Васильевич часто не отделял науку от искусства, да и в самом искусстве никак не хотел «специализироваться». Его научные книги сопровождаются стихами и графикой, а на оборотной стороне акварельных работ — сонеты. Даже вычерчивая геологическую схему, разрез почвы, он не может удержаться и рисует стволы сосен. А в стихах он часто не только и не столько поэт, сколько — публицист, философ, историк. Вряд ли возможно говорить по отдельности о Фирсове-художнике, Фирсове-поэте. Можно говорить о Льве Фирсове — человеке, который прожил свою жизнь талантливо и страстно. Который в двадцатом веке смог дышать воздухом Ренессанса.