Николай Федорович Федосеев – историк и археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник античного отдела Института археологии Крыма РАН. Основной сферой обширных научных интересов Н.Ф. Федосеева была история Причерноморья в эпоху архаики - эллинизма, керамическая эпиграфика, история и археология Боспорского царства. Ученый-энциклопедист, известный не только в России, но и во всём мире как исследователь керамических клейм и антиковед, он, один из немногих современных отечественных археологов, кто был занесён в словарь Кембриджского университета «Кто есть кто в античном мире».
Н. Ф. Федосеев родился 29 июня 1961 года в городе Саратове, в семье рабочих. В 1978 году, окончив среднюю школу, поступил на исторический факультет Саратовского государственного университета, который закончил в 1983 году. Специализация будущего ученого — древнегреческая эпиграфика на кафедре «История древнего мира». Одновременно он закончил ПТУ по специальности «Электрик промышленного оборудования».
По окончании университета Николай Федосеев был направлен учителем в Озерскую сельскую школу Аткарского района Саратовской области, где преподавал историю в 5–10 классах, основы государственного права, обществоведения и географию. Затем работал в Мединституте и университете города Саратова. Получив специальность токаря и электрика, Николай Федорович Федосеев проходил стажировку в Московском энергетическом Институте по компьютерным технологиям. Увлекался художественной фотографией, участвовал в выставках «Academica fotografica», организованных Высшей Химической Школой в Пардубице.
С 1979 года ежегодно Николай Федосеев принимал участие в археологических экспедициях в различных районах юга России и Украины. В 1984 году он провел первые самостоятельные исследования в рамках Мирмекийской экспедиции Ленинградского отделения Института археологии (ЛОИА АН СССР) в Керчи, в качестве начальника отряда. В течение 7 лет он принимал участие в ЮжноДонской и НижнеБугской археологической экспедиции ЛОИА АН СССР, вел камеральную обработку, руководил раскопом.
В 1989 году Н. Ф. Федосеев был приглашен на работу в Керченский государственный историкокультурный заповедник (КГИКЗ) старшим научным сотрудником отдела лапидария, а затем работал заместителем начальника Керченской постояннодействующей археологической экспедиции. В 1995–1999 годах Николай Федорович Федосеев работал научным сотрудником Крымского филиала Института археологии НАН Украины. Одновременно и позже являлся ведущим научным сотрудником, затем — заведующим отделом «Охраны культурного наследия» КГИКЗ, а в последние годы — заместителем директора этого заповедника по научной работе.
В 1993 году исследователь в московском Институте археологии защитил кандидатскую диссертацию по теме «Синопские керамические клейма как источник по политической и экономической истории Понта». По приглашению Немецкого археологического института в 1996 году он работал в библиотеках г. Берлина. В 1998 году проходил постдокторантуру в университете им. Аристотеля г. Фессалоники. В 2000 году по стипендии Объединенных академий Германии работал в Немецком археологическом институте. Дважды по приглашению Французской археологической школы Н.Ф. Федосеев работал в Афинах. Принимал участие в научных конференциях в России и за рубежом: в Афинах, Берлине, Лозанне, Варшаве, Стамбуле, Варне, Констанце.
Николай Федорович Федосеев — автор более 160 научных работ. Он один из авторов монографии «Амфоры IV – II вв. до н. э. из собрания Восточнокрымского историкокультурного музеязаповедника». Исследователь являелся редактором сборников «Археология и история Боспора», «Исторический и зеленый туризм в Восточном Крыму», «Античность и драматургия», «Научный сборник Керченского историкокультурного заповедника», «Военноисторический сборник», автором коллективной монографии «Мельпомена в Пантикапее».
В результате усилий сотрудников отдела охраны культурного наследия КГИКЗ, возглавляемого Николаем Федоровичем Федосеевым, в 2004 году ньюйоркский Фонд «World Monuments» включил Пантикапей в список 100 мировых памятников. В 2016 году Николай Федорович Федосеев вернулся старшим научным сотрудником в Институт археологии Крыма РАН, в предшественнике которого — Крымском филиале ИА НАН Украины — он работал и раньше. Н. Ф. Федосеев осуществлял археологические раскопки, связанные с охранноспасательными работами, им обнаружен и исследован ряд новых памятников. В частности, в настоящее время продолжаются, начатые им охранные раскопки разрушаемого некрополя Кыз-Аул и работы, связанные с выявлением и постановкой на учет новых памятников.
Н. А. Павличенко в своей статье, посвященной Н.Ф. Федосееву вспоминает:
Он был сложным и часто неуживчивым человеком, мог, например, подойти после выступления и в резкой форме высказать свое несогласие с докладчиком, частенько ссорился с коллегами. Но в занятиях клеймами и в своих публикациях клейм он был всегда честен и никогда не позволял себе сознательной неточности в духе «и так сойдет!», никогда не выдумывал несуществующих чтений. На основании личного опыта по вычитыванию его гераклейского каталога могу сказать, что он легко и спокойно признавал свои ошибки в том, что кто-то знал лучше него, например, в греческом языке. Был всегда признателен за помощь. Он не был жадным – никогда не отказывался помочь определить клеймо, всегда показывал новые интересные штампы, всегда делился книгами.
Ученый вел многолетнюю научную работу по каталогизации фондов Керченского музея — готовил к публикации крупнейшую в мире коллекцию керамических клейм (более 26 000). Большую работу проводил он и по популяризации исторических памятников: издано множество буклетов, написаны статьи для сайта Керченского музея, сайта города Керчи, газет и журналов. В 2012 и 2016 годах Н.Ф. Федосеев опубликовал первые два тома из серии «Коллекция керамических клейм» из собрания Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника – боспорские и гераклейские клейма, в которых вводятся в научный оборот крупнейшие коллекции боспорских (3509 экз.) и гераклейских (2809 экз.) клейм.
Оба тома прекрасно иллюстрированы и содержат, помимо чтения штампа и его фотографии, информацию о месте и годе находки, инвентарный номер, указание на публикацию и (в гераклейском каталоге) аналогии, что превращает хранящиеся в Керчи коллекции боспорских и гераклейских клейм в полноценный, открытый всем исследователям источник. В гераклейском томе
Н. Федосеев предложил важное новшество, сознательно подставив себя под не всегда дружелюбную критику. Он первым стал определять имя эпонима не только для отдельных штампов, но для всех (более тысячи экз.) публикуемых им клейм этой группы. Определение принадлежности имён в столь большом массиве клейм, несомненно, позволило уточнить список эпонимных магистратов, не говоря уже о том, что это позволяет серьёзно сузить и уточнить датировки комплексов, в которых встречаются подобные штампы. На подходе был и третий том серии «Коллекция керамических клейм». В него должны были войти синопские клейма, которые Н.Ф. Федосеев знал, пожалуй, лучше всех у нас в стране, но его он опубликовать уже не успел.
Несмотря на все переживаемые российской наукой об античности сложности, в керамической эпиграфике преемственность поколений не была нарушена. Е. М. Придик, Б. Н. Граков, затем учёные, сформировавшиеся под их влиянием и выросшие на их рукописи III тома IOSPE. Но коллекции керамических клейм столь огромны, а исследователей, которые готовы посвятить свою жизнь их изучению, так мало. В 2018 году не стало и еще одного – Николая Федоровича Федосеева.