Александр Кузьмич Тахтай родился 23 октября 1890 года в семье служащих в г. Ромнах Полтавской губернии. После окончания реального училища работал библиотекарем. Любовь к античной истории и знание классических языков облегчили ему поступление в 1911 году на историко-филологический факультет Петербургского университета. Затем он перевелся в Петербургский археологический институт, где слушал лекции А.А. Спицина и М.А. Макаренко. После его окончания А. К. Тахтай занимает должность переписчика Полтавской губернской земской управы и исполняет обязанности внештатного практиканта Природно-исторического музея.
Во время Первой мировой войны служил в армии, а после Октябрьской революции - в Красной. Демобилизовавшись в 1918 - 1919 годах, читал курсы общеобразовательных и музыкальных лекций. В апреле-мае 1920 года, окончив курсы библиотечных работников при Полтавском отделе народного образования, направляется на работу заведующим Никольской сельской библиотеки Полтавского повета. А через год, с апреля 1921 года, работал в Полтавском губернском комитете охраны памятников искусства, старины и природы инструктором, а затем временно исполняющим обязанности председателя комитета до сокращения этой должности в 1922 году.
После этого А. К. Тахтай работал на разных должностях в Полтаве, принимал участие в археологических разведках и раскопках на Полтавщине, а с октября 1925 года был переведен в археологический отдел музея инструктором по охране культурных ценностей и до лета 1929 года исполнял обязанности хранителя музейного собрания. 1929 год - год «великого перелома», стал для А.К. Тахтая тоже переломным. Он был обвинен в антисоветской агитации, арестован, но за недостаточностью доказательств освобожден 26 июля 1930 года.
О возвращении в музей речи уже быть не могло. И А.К. Тахтай уехал на строительство Днепрогэса, где по ходатайству М.Я. Рудинского стал сотрудником Днепрогэсской археологической экспедиции Наркомата образования УССР и работал под руководством Д.И. Яворницкого. А осенью 1930 года назначен заведующим отделом археологии Херсонского краеведческого музея и в 1931 - 1932 годах активно занимался археологическим изучением Херсонщины. 20 марта 1934 года по надуманному обвинению А. К. Тахтай вновь арестован, но 4 июня производство его дела было прекращено. После освобождения краткий отрезок времени работал в Цурюпинском музее, а в 1935 году переехал в г. Севастополь и стал сотрудником Херсонесского музея.
В Херсонесе А.К. Тахтай приступил к созданию отдела феодализма. 30 июля 1936 года после статьи в севастопольской газете «Маяк коммуны», в которой напечатана обличающая А.К. Тахтая в немарксистском подходе к археологическому материалу статья, подвергся «проработке», «учел» критику и в подготовленный путеводитель включил цитаты из «Истории ВКП (б)».
В 1939-м и первой половине 1941 года А.К. Тахтай изучал культурные напластования Херсонеса и некрополя, анализировал обстоятельства взятия Херсона-Корсуня киевским князем Владимиром, связывая с этим событием находки на Херсонесском городище и в его некрополе предметов древнерусского происхождения, работал со студентами-практикантами из различных ВУЗов страны. В 1940 году в печати появляется ряд его научных статей.
Вскоре началась война, и работу по подготовке к эвакуации памятников Херсонеса, архива и библиотеки возглавил главный хранитель музея Александр Кузьмич Тахтай. После закрытия музея А.К. Тахтай вместе с рабочим Н. З. Федоровым, который жил на территории Херсонеса, закопал (спрятал) в землю целый ряд памятников. Несмотря на обстрелы, А.К. Тахтай регулярно осматривал раскопы, фиксировал находки на территории городища, читал лекции в госпиталях осажденного Севастополя. О сделанном А.К. Тахтаем в годы оккупации можно узнать из очерка ленинградской писательницы Ольги Берггольц:
«Ученый, хранитель музея и старый археолог Александр Кузьмич Тахтай тщательно на большой лист ватманской бумаги переписал текст древнейшей человеческой присяги родному городу, повесил его над столом в своем рабочем кабинетике и один остался в Херсонесе.
— В каждом аду должен быть свой цербер, — рассказывал он нам. — Я остался таким цербером около этих священных камней, повторяя мою присягу: «Ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду сохранять для народа херсонеситов…»
4 июля 1942 году немцы вошли на территорию Херсонеса и в тот же день А. К. Тахтай с колонной пленных был отправлен в лагерь для военнопленных. 15 августа 1942 году по Указу немцев он был освобождён «как местный украинец». По возвращении из плена, А. Тахтаю и смотрителю А. Приваленко было разрешено поселиться в Херсонесе внизу у бухты. После войны Тахтай напишет в своих отчетах:
«…Как и всё, что я делал в Херсонесе, работая с немцами, но не для них, а для Херсонеса, эта работа была вызвана моим глубоким, ни на минуту не поколебленным убеждением в скоропреходящести немецкого владычества и в неминуемости воссоединения Херсонеса с Великой Советской «Большой Землей» и естественно вытекающим отсюда стремлением начать восстановление его музея заблаговременно, не ожидая твердожданного момента освобождения».
В 1944–1946 годах Херсонесский музей восстанавливался. А.К. Тахтай работал, приводя в порядок материалы, накопленные за годы войны, а также готовился начать работу над кандидатской диссертацией на тему: «Культурно-этническая общность Крыма и Нижнего Поднепровья в доскифскую эпоху».
Но в результате доноса, в мае 1949 года, А.К. Тахтай был уволен с работы. 27 августа 1949 года исследователь был арестован. После недолгого следствия и суда, на котором свидетелями обвинения выступили директор музея И.Д. Максименко и его заместитель С.Ф. Стржелецкий, 11 ноября 1949 года судебная коллегия по уголовным делам Крымского суда осудила его на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок он отбывал в Угличском лагере, где работал в санчасти.
29 октября 1955 года А.К. Тахтай был амнистирован. Археолог поселился с женой в Донецке, над восстановлением которого он работал, находясь в лагерях. Весной 1956 года был принят на работу в Донецкий краеведческий музей. Там он начал большую работу по археологии Донбасса, обрабатывал фондовые материалы и наконец стал одним из наставников для послевоенных археологов в Донецке. В 1959 году был принят членом Одесского археологического общества. В Донецке он неоднократно встречался с известным крымским археологом П.М. Шульцем. Скончался А. К. Тахтай 25 июля 1963 года, похоронен в Донецке. 5 января 1994 года по заключению Прокуратуры Республики Крым Александр Кузьмич Тахтай был реабилитирован.