Дмитрий Михайлович Струков – русский художник-реставратор и археолог. Его имя неразрывно связано с Румянцевским музеем, преемницей которого является Российская государственная библиотека. Д.М. Струков известен в научных кругах как художник и член Русского Археологического общества, исследовавший средневековые христианские памятники. Значительная часть творчества Д.М. Струкова связана с Крымом.
Д.М. Струков родился в Москве в 1828 г. семье портного Михаила Даниловича Струкова. В 1830 г., во время холеры, семья переехала в Нижний Новгород, а через пять лет — в Верхотурье, затем — в Нижний Тагил. Довольно рано у Дмитрия Струкова проявился интерес к рисованию. В 1847 г. он поступил в рисовальную школу, учрежденную графом С.Г. Строгановым (впоследствии — знаменитое Строгановское училище). Преподаватели выделяли талантливого ученика, и уже в годы учебы, по их рекомендациям, ему поручались многие частные заказы.
Знакомство Дмитрия Михайловича Струкова с профессорами Московской духовной академии «открыло двери» в библиотеки академии и Троице-Сергиевой лавры, где он стал копировать древние рукописные рисунки и орнаменты. По инициативе Д.М. Струкова в 1849 г. в Троице-Сергиевой лавре была открыта иконописная школа, преобразовавшаяся впоследствии в живописную. Его рисунки были представлены на выставке 1850 г. и обратили на себя внимание, в результате по распоряжению Синода молодой художник был командирован в Новгород, Псков, Муром, Владимир и Ростов для фиксации и описания местных древностей.
Протоиерей Ростовский Андрей Тихвинский оставил такое свидетельство в своем дневнике о Д.М. Струкове во время его поездки в Ростов Великий в марте 1857 г.:
«Дмитрий Михайлович Струков, придворный художник, путешествующий с билетом от министра Императорского двора... Этот художник имеет отличные способности в живописи. Делает наружные виды древних церквей и внутренние. Списывает копии с древних редких икон, пишет портреты».
К этому времени, несмотря на довольно молодой возраст, Д.М. Струков уже приобрел большой опыт и стал знатоком древнерусского искусства. В 1855 г. он получил «звание неклассного художника по живописи портретной акварельной». Забегая вперед, можно сказать, что на протяжении всей своей жизни Дмитрий Михайлович Струков был прекрасным педагогом и популяризатором, ратовавшим за расширение художественного образования. В 1858—1863 гг. им издавался журнал «Школа рисования», в котором публиковались рисунки с древних буквиц и заставок, различные литературные памятники, статьи о древнерусском искусстве.
Д.М. Струков был преподавателем рисования во многих училищах Москвы, в том числе в военно-учебных заведениях. Важно подчеркнуть, что художник настойчиво пропагандировал рисование, писал о важности доступности обучения, разрабатывал программы и курсы. В результате появились следующие издания: «О важности рисования» (М., 1863), «О рисовании в России» (М., 1878), «Курс рисования для не имеющих учителя рисования» (М., 1887; М., 1888), «Чего не достает России? [О необходимости создания рисовальных школ]» (М., 1891).
В 1860 г. Д.М. Струков был принят на службу в Оружейную палату Московского Кремля, где занимался описанием, копированием и реставрацией древнерусских памятников, особенно древних знамен и портретов. В этом же году он реставрировал храм в Новом Иерусалиме, а в следующем году был командирован на торжество открытия мощей Св. Тихона Задонского, причем открыл в воронежских храмах несколько древних вещей и портретов исторических деятелей.
Д.М. Струков был членом Московского археологического общества, а в 1868 г. избран его членом-корреспондентом. Он также состоял в Обществе любителей духовного просвещения, в котором при его участии в 1869 г. был открыт отдел иконоведения. Его имя вошло в Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. Личность Дмитрия Михайловича Струкова была необычайно многогранной: по его чертежам и рисункам были сооружены более 100 храмов в Москве и западных городах России, создавались иконостасы. Он участвовал в реставрации собора Василия Блаженного на Красной площади.
Изучение Крыма, сохранение его православных памятников стало не просто очередным заданием для Д.М. Струкова, но любимой темой и подлинной частью его души. Священник храма Илии Пророка на Воронцовом поле И. Арсеньев так отзывался о художнике:
«Всякий раз, когда ему приходилось касаться в своих разговорах древних судеб Таврического полуострова и других памятников этого интереснейшего края, он оживлялся и как-то весь преображался, причем беседа его становилась особенно интересною и увлекательною…»
Сохранившаяся переписка Д. М. Струкова с учеными-крымоведами, красноречиво свидетельствует о его стойком интересе к изучению крымских памятников с начала 1860-х гг. Д. М. Струков три раза в 1868, 1871 и 1885 гг. посещал Крым с целью археологических изысканий. В 1868 г. он принимал участие в реставрации одного из интереснейших инкерманских памятников средневековой стенописи — пещерный храм Святого Климента. Пользуясь случаем, художник осмотрел также некоторые древнехристианские культовые сооружения Крыма.
Впоследствии, в 1871 г. Д. М. Струков был командирован Императорской археологической комиссией для продолжения изучения памятников древнего христианства. В период этой экспедиции он обнаружил или расчистил уже известные фундаменты восемнадцати церквей и нашел одиннадцать надписей. В том же году в периодическом издании «Таврические епархиальные ведомости» поместили краткую информацию:
«По соизволению Государя Императора в Крым для розыскания древнейших христианских памятников командирован опытный исследователь христианских древностей художник Д. М. Струков. В татарской деревне Ай-Василь, на южном берегу в церкви он нашел памятник с надписью …801 г., там же откопал еще 7 храмов и, наконец, в настоящее время откапывает в деревне Партенит больших размеров храм с мозаичным полом».
В частности, к осмотренным Струковым храмам, относятся церкви в Феодосии, в селениях Ай-Василь и Аутке (ныне в границах Ялты), Чоргуне, Козах (с. Солнечная долина), Артеке, Гурзуфе, в Балаклавском Георгиевском монастыре. Между селениями Аутка и Ай-Василь, в пещере Иограф, Д.М. Струковым были обследованы остатки древнего храма. Художник зафиксировал вид церкви до и после очистки от кустарников и травы, планы храма и пещеры, в которой был обнаружен алтарь в виде особого сооружения.
В ходе обследования храма, расположенного у подошвы горы Аю-Даг в селении Партенит рисунками Д.М. Струкова запечатлены план церкви, ее ограды, фрагменты стенописи и мозаичного пола, а также изображения фонтана, крестов, древних монет, стеклянного сосуда, декоративного портала и пр. Среди многочисленных рисунков, составленных в Крыму можно найти изображения сохранившихся древних памятников в Керчи, Херсонесе, Судаке, Чуфут-Кале, а также в деревнях Биюк-Ламбате, Демерджи, Никите.
Демерджинское укрепление или крепость Фуна художник посетил в 1871 г., запечатлел руины церкви, составил план обоих этажей, сделал зарисовки архитектурных деталей и найденных резных камней. Особое его внимание привлекли остатки фресковой росписи, сохранившейся в алтаре второго этажа. К сожалению, фрески были очень плохой сохранности — роспись была не только закопчена, но иссечена и местами утрачена. Отдельная группа рисунков объединяет изображения надгробных памятников. На небольших рисунках запечатлены украшение памятника в Инкермане; каменные саркофаги, обнаруженные на Мангупе; каменные надгробия в Гурзуфе, Кикенеизе, Партените.
В опубликованной в 1876 г. книге Д. М. Струкова были даны первые сведения о многих архитектурных памятниках, в том числе пещерном комплексе Шулдан. Книга дополнена планами алтарей, некоторых храмов, как пещерных, так и построенных. В. П. Бабенчиков, проводивший полевые исследования пещерного комплекса Шулдан, отмечал:
«Составленное им [Струковым] описание главного пещерного храма Шулданского комплекса имеет большое значение хотя бы уже по одному тому, что Д. М. Струков еще видел на стенах фрески настолько сохранившиеся, что мог без труда определить, что изображено».
Во время пребывания в Крыму Д.М. Струковым составлены этнографические очерки: собрания легенд народов Крыма, с указанием, народное творчество какого этноса представлено, места записи и имени корреспондента. В рукописи представлены «Замечания о нравах крымских татар и о возможности среди них миссионерской деятельности»; статьи и заметки по истории распространения христианства в Киевской Руси и роли Крыма в этом процессе, например, обобщающая статья «Крымский полуостров и его обитатели, распространение христианства в нем в первую и последующие века христианства».
Отдельно следует выделить исполненные художником многочисленные зарисовки крымских археологических памятников. Для большей наглядности при изучении устройства храмов в Тавриде Д. М. Струковым были исполнены рисунки и чертежи по масштабу, а также сделаны модели из гипса, приобретенные Императорскою Академией художеств и помещенные в архитектурный музей Академии.
Результатом неоднократных посещений Крыма Д. М. Струковым было открытие многих уникальных памятников средневекового православного Крыма. Изобразительные материалы открывают специалистам утраченные памятники христианской культуры. Панорамы местности, планы и развертки храмов, копии росписей и их иконографические схемы выполнены акварелью, тушью, карандашом на бумаге или кальке имеют разный формат и находятся в архивах.
Дмитрий Михайлович Струков был автором 13 опубликованных трудов. Некоторые из его работ по истории православия Тавриды остались неопубликованными и хранятся в московских и петербургских архивных фондах. Основная часть научного наследия художника, связанная с изучением крымских древностей, дошла до нас в рукописном виде. Эти материалы хранятся в личном фонде археолога в РГБ ОР и фонде Археологической комиссии в ИИМК РАН РА.
Д. М. Струков вышел в отставку в 1886 г. художником Императорской Академии художеств, надворным советником (чин 7-го класса). Его заслуги в области сохранения и популяризации христианского наследия были высоко отмечены еще при жизни. Среди наград за вклад в сохранение культурного наследия четырьмя высочайшими наградами: орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени.
Дмитрий Михайлович Струков покинул мир в 1899 г. Похоронен на кладбище Донского монастыря. Могила утеряна, но одно из сохранившихся надгробий с полностью утерянными надписями могло бы принадлежать ему, если предположить, что памятник ставил его сын-архитектор.