Николай Дмитриевич Протасов — русский археолог, искусствовед, реставратор, магистр богословия (1913 г.). Результатом его активной научной деятельности стали многочисленные статьи по церковной археологии и церковному искусству различных регионов России, Крыма в частности. Будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Н.Д. Протасов одновременно трудился заведующим отделом древностей Румянцевского музея. После установления советской власти работал научным сотрудником Института археологии и искусствознания РАНИОН, а также Московской секции Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК).
Будущий исследователь родился в Туле в семье протоиерея церкви при Тульском оружейном заводе. Учился в Тульской семинарии. Затем — магистрант LXVI курса Московской духовной академии (МДА). С 1912 исполнял обязанности доцента по кафедре Церковной археологии в МДА. Работал сотрудником журнала «Богословский вестник» (под псевдонимом Н.П.). Автор множества статей по церковной археологии и церковному искусству. В 1913 стал магистром. В 1915 был командирован МДА исследовать музеи и хранилища Франции, Германии, Италии. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1916—1918), с 1918 — в Московской народной православной академии. С 1917 — экстраординарный профессор по кафедре церковной археологии МДА. После 1919 работал в Государственном историческом музее. С 1918 года преподавал церковную археологию и иконографию в Московской народной православной академии; член реставрационного совета Всесоюзной коллегии по делам музеев (1918—1924); руководитель Кашинской реставрационной экспедиции Музейного отдела Наркомпроса (1917—1920); действительный член и научный сотрудник Института археологии и искусствознания; доцент 1-го МГУ (с 1923), научный сотрудник и учёный секретарь (1930) Московской секции Государственной академии истории материальной культуры. Член Таврического общества истории, археологии и этнографии (с 1926).
Н.Д. Протасов был сотрудником Российского исторического музея: в 1922—1930 годах — заведующий Византийским отделом (1922—1930), в 1926—1930 — учёный секретарь. Действительный член Сектора археологии Государственной академии искусствознания. В Румянцевском музее (затем — в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина) работал с 10 июля 1919 по 11 апреля 1938 года: До 1922 — заведующий отделом древностей, с 1923 — заведующий Отделом редкой книги и графики.
Важный этап творческой и научной деятельности Н.Д. Протасова связан с работавшей с 1927 г. Судакской экспедиции ГАИМК. К этим исследованиям ученый подключился в качестве руководителя отряда Государственного исторического музея. В работах также принимал участие отряд Центрального музея Тавриды под руководством А. И. Полканова. В 1928 г. Н. Д. Протасовым, великолепным специалистом в области христианской архитектуры, были проведены и археологические раскопки так называемого храма на консолях. Отчетная документация и краткая публикация итогов исследований по единодушному мнению специалистов являются образцом скрупулезного подхода к работе. Среди масштабных работ объединённой экспедиции 1929 г. представляют наибольший интерес разведочные раскопки в районе портовой башни Фредерико Астагуэрро, проводившиеся отрядом Н. Д. Протасова. В саду В. Г. Гартмана, который располагался примерно в 15 м к северо-востоку от башни в районе речки Делен-Бах, были обнаружены северо-западный угол и части северной и западной стен большого здания, сложенного на качественном известковом растворе. Эту постройку по ряду признаков можно гипотетически атрибутировать, как христианский храм. Датировать время его постройки затруднительно. На уровне фундаментов обнаруженных кладок и в слое, подстилающем их, найден был материал раннесредневекового времени, представленный, в том числе, кухонной посудой крымского варианта салтово-маяцкой культуры середины – второй половины IX в. В этом же слое была найдена костяная орнаментированная ручка от ножа и прясло, изготовленное из амфорной стенки.
В этом же году Н. Д. Протасовым для выяснения направления водопровода, питавшего баню, были произведены разведочные шурфовки в районе бани на территории МРЦ «Сокол». Последняя была полностью раскопана только в 2004– 2005 гг. Важной составной частью работ 1929 г. явилось и изучение городских некрополей. В частности, на участке Гросса в 100 м к северу от башни Коррадо Чигала были отмечены разрушенные погребения с погребальным инвентарем, представленным стеклянными браслетами, бусами и древнерусским энколпионом. Последний после окончания раскопок украшал довоенную экспозицию Судакского музея. Впоследствии он был утрачен. Среди археологических работ 1929 г. важное место занимали раскопки Н. Д. Протасовым храма на горе Ай-Георгий.
В 1930 г. Н. Д. Протасову, руководившему экспедицией ГИМа, удалось провести небольшие по объёму раскопки в портовой части Сугдеи, начавшиеся ещё в 1929 г. На площади раскопа №2 под стенами частично открытого жилого комплекса XIV– XV вв. с системой отопления были зафиксированы кладки, которые подстилал слой раннесредневекового времени с фрагментами амфорной тары, кухонной посуды и херсоно-византийской монетой Василия I (867-886 гг.) с монограммой «В». Несмотря на ограниченный характер работ, Н. Д. Протасову удалось доказать перспективность раскопок в портовой части Сугдеи. В итоге раскопки были продолжены в 1931 г., но руководил ими уже Е. В. Веймарн, бывший в то время заведующим кабинетом нумизматики ГИМ. Работы проводились в июне — июле и носили еще более ограниченный характер. Кроме руководителя раскопа экспедиция состояла всего из трех человек. Необходимо отметить, что целью раскопок было уточнение данных, полученных Н. Д. Протасовым, и, прежде всего, стратиграфии. Действительно, раскопки 1931 г. были проведены на высоком научном уровне, характерном для Е. В. Веймарна. Раскопки 1927–1931 гг. впервые дали обширный материал для понимания материальной культуры средневековой Сугдеи на протяжении всех периодов ее существования. Они явились основанием для продолжения исследований этого уникального памятника.