Леонид Георгиевич Мацкевой родился 26 октября 1935 г. в Горловке, на Донбассе. Через некоторое время его отец – Георгий Мацкевой – получил служебное направление в Киев на работу, связанную с реконструкцией здания Верховного Совета. Поэтому семья переехала в столицу республики. В Киеве Л. Мацкевой получил среднее образование. Здесь у школьника возникли первые серьезные увлечения историей, нумизматикой, археологией. Одно из них впоследствии станет делом его жизни. Но предшествовали этому годы добросовестного обучения, постоянного самообразования, самосовершенствования, напряженной работы и длительных научных изысканий.
Наибольшее влияние на формирование характера будущего ученого имели родители. Именно от отца Л. Мацкевой унаследовал важные черты: трудолюбие, настойчивость, взвешенность, скрупулезность. Георгий Мацкевой привил сыну знаковые ценности: чувство справедливости, вес собственного слова, любовь к книге, в частности в исторической литературе. Мать - Полина Мацкевая (Гордиенко) – передала основные жизненные мудрости: уважение и чувство любви к родной земле, украинской культуры и традиций. Эти материнско-родительские установки и ценности Л. Мацкевой сохранил и пронес через всю жизнь.
На выбор профессии археолога повлияли и школьные учителя. Как вспоминал сам Л. Мацкевой, особенно его впечатлили увлекательные рассказы школьного историка, директора школы И. Новийчука, который учил своих учеников уважать родную и мировую древности. Высшее образование Л.Г. Мацкевой получил в Киевском государственном университете (КГУ), куда поступил 1957 на историко-философский факультет. Параллельно с обучением занимался научной работой и вел активную общественную жизнь: участвовал в студенческих конференциях, был старостой археологического кружка, председателем студенческого научного общества.
Именно в студенческие годы началась научная карьера Л.Г. Мацкевого. На формирование мировоззрения молодого ученого повлияли лекции известных археологов: Лазаря Славина, Михаила Брайчевского, Дмитрия Телегина, Сергея Бибикова и других, которые он слушал во время обучения на кафедре археологии и музееведения. Кроме этого, активно занимался самообразованием: много читал, посещал научные кружки, участвовал в научных обсуждениях и дискуссиях. Еще студентом КГУ Л. Мацкевой получил первый опыт проведения полевых археологических работ – был участником экспедиций под руководством С. Н. Бибикова, Ю. Г. Колосова, А. М. Лескова, А. А. Щепинского, Е. В. Веймарна, П. Н. Шульца.
По заданию С. Н. Бибикова Л.Г. Мацкевой провел первые археологические исследования в Крыму и на Херсонщине. Итоги этих исследований легли в основу доклада «Мезолитическая стоянка Фатьма-Коба в Крыму» в 1960 г. Доклад был отмечен грамотой ректора МГУ И. Г. Петровского. Отличная теоретическая подготовка, практические навыки проведения археологических раскопок, умение аргументировано отстоять свои взгляды привели к тому, что уже со студенческой скамьи Л. Г. Мацкевой имел определенный авторитет среди светил тогдашней археологической науки.
Кроме научной деятельности, в студенческие годы Леонид Георгиечич Мацкевой активно занимался спортом: был председателем студенческого спортбюро, участвовал в соревнованиях, защищал флаги родного вуза, побеждал. Еще школьником, в 1952, стал чемпионом Киева по метанию диска. Также занимался легкой атлетикой, в частности десятиборьем, плаванием, тяжелой атлетикой, фехтованием, футболом, волейболом. Впоследствии эта спортивная подготовка понадобилась археологу-полевику в многочисленных экспедициях.
Студентом Л. Г. Мацкевой имел и другие интересные увлечения: писал стихи, пел в хоре – даже был солистом. Кстати, написание стихов - его "визитная карточка". Он посвящал их участникам экспедиции, коллегам-ученым, соседям, приурочивал к определенным событиям или датам. Каждое выступление на заседаниях совета по защите диссертаций заканчивалось вынесением рифмованных строк в адрес соискателя. Но самые теплые и нежные стихотворные строки посвятил Л. Г. Мацкевой – жене Альбине Николаевне.
В 1962 г. Л. Мацкевой с отличием окончил КГУ и получил направление на учебу в аспирантуре. Казалось, вот он - старт научной карьеры! Но вчерашний студент не имел трудового стажа, необходимого для зачисления. Пришлось отложить поступление в аспирантуру и подписать назначение на работу в Керченский историко-археологический музей. Так начался крымский период жизни Л.Г. Мацкевого.
Сначала молодой дипломированный специалист проводил экскурсии. К случаю пришелся опыт, приобретенный за время студенческих учебных практик в музеях Киева, Москвы, Ленинграда. Работая в КИАМ, он занимал должности заведующего отделом древней истории, главного хранителя фондов и заместителя директора по научной работе. Также в этот период вышли в свет его первые серьезные исследовательские статьи в научных изданиях "Советская археология", "Тезисы Секции палеолита Пленума ИА АН СССР". В то же время Л. Мацкевой активно занимался популяризацией археологии, публикуя многочисленные газетные заметки, и проводил археологические разведки.
Во время одной такой разведки, на склонах горы Митридат, Леонид Георгиевич Мацкевой открыл распаханное захоронение с довольно интересными находками. Один артефакт стал настоящим открытием - большой обломок стелы, украшенной горельефным изображением фигур воина и оруженосца, датированное IV в. до н. е. Это был первый артефакт, выполненный из местного известняка, который представлял школу Фидия на территории бывшего СССР. Судьба способствовала полевым поискам, творческим стараниям и формированию научного наследия молодого исследователя.
Весной 1963 г. Л. Г. Мацкевой открыл памятник на о. Хортица. Несмотря на плотный график обязательных занятий во время прохождения военной переподготовки, он находил время и силы на археологические разведки. Собранный полевой материал, накопленный научный потенциал и рекомендации ведущих археологов (С. Бибикова, П. Борисковського, А. Черныша, И. Свешникова) добавили уверенности в выборе дальнейшей научной карьеры. Получив рекомендацию Керченской сессии Одесского археологического общества, Л. Г. Мацкевой в 1967 г. отправился в Москву поступать в аспирантуру.
В конкуренции с другими претендентами ему все же удалось завоевать единственное место в стационарной аспирантуре при секторе палеолита Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР (ИА АН СССР). Аспирант с головой ушел в работу. Можно было позавидовать настойчивости, упорству, самодисциплине и невероятной работоспособности молодого ученого. К тому же, он "разрывался" между Ленинградом и Керчью, где осталась его семья – жена, трехлетний сын Олег и только что родившийся дочь Оксана. Несмотря на все трудности и препятствия, за два года Л. Мацкевой представил к защите диссертационную работу на тему "Мезолит и неолит Керченского полуострова". Впоследствии защитил ее в ИА АН СССР. Работу единодушно поддержали и положительно оценили все члены диссертационного совета, приняв решение: оставить молодого кандидата исторических наук работать в ИА АН СССР.
Это опять казалось замечательным началом научной карьеры. Но судьба и тут вмешалась в ход событий и вновь распорядилась по-другому. По личным обстоятельствам Л. Мацкевой вынужден был вернуться на юг. На этот раз – в Кубанский государственный университет (г. Краснодар), где работал преподавателем (1971-1973 гг.). Но мечта о научной деятельности и карьере не покидала его. Параллельно с преподаванием продолжал заниматься археологией. В конце 1960-х и в начале 1970-х годов Л. Г. Мацкевой опубликовал серию важных археологических работ. В частности, закончил монографию "Мезолит и неолит Восточного Крыма", печатал статьи в журнале "Советская археология". Ученый разработал собственную типологию мезолитического кремневого инвентаря.
В этот период Л.Г. Мацкевой активно сотрудничает со специалистами из разных областей: в сотрудничестве с Г. Пашкевич проводил палеоэкологические исследования; в соавторстве с А. Шером занимался математическим анализом археологического материала. Леонид Георгиевич Мацкевой высоко ценил межотраслевое сотрудничество в археологии, считая, что междисциплинарный анализ памятников способствует их комплексному изучению. А это дает целостное представление о существовании первобытных человеческих популяций в их естественной среде.
Последние 40 лет жизни и научной деятельности ученого были связаны с городом Львов. Впервые Л. Г. Мацкевой, участник этнолого-археологической университетской экспедиции, попал во Львов еще студентом КГУ. Это было первое его знакомство с львовской интеллигенцией и научным сообществом. Общение положительно повлияло на дальнейшую научную и общественную деятельность исследователя на западе Украины. За полтора десятка лет он вдруг приехал во Львов. На этот раз по собственному желанию, с семьей и навсегда. Все эти 40 лет Л. Г. Мацкевой проработал в одном научном учреждении - Институте украиноведения им. И. Крипьякевича Национальной академии наук Украины.
Л.Г. Мацкевой прошел путь от научного сотрудника до руководителя отдела археологии. С 1973 гг. - начальник Львовской областной и Прикарпатской археологических экспедиций Института археологии АН УССР. Успешно совмещал научно-полевые исследования с административно-руководящей работой в Институте украиноведения и преподавательской работой в Львовском национальном университете им. И. Франко. В 1981 г. Л. Г. Мацкевому присвоено ученое звание старшего научного сотрудника. Позже занимал должности заведующего сектором первобытной археологии (1993-1996) и заведующего отделом археологии (1997-2003); ведущего научного сотрудника отдела археологии Института украиноведения НАНУ (2004-2009).
В 1980-х годах Л.Г. Мацкевой начал фактически новое направление в изучении древних памятников региона – комплексные междисциплинарные исследования пещер запада Украины. В 1983 г. в журнале "Советская археология" вышел труд "Природная среда и мезолит запада Украины" (в соавторстве с А. Адаменко, Г. Пашкевич и К. Татариновым). В следующем году англоязычный вариант этой статьи опубликовало издание "Soviet Anthropology and Archaeology". Так, авторы - специалисты из различных научных отраслей - подытожили масштабные многолетние полевые работы на мезолитических памятниках региона. Были научно разработаны результаты работ и аргументированная целесообразность проведения на археологических памятниках междисциплинарных исследований.
Собственно археологические открытия Л. Г. Мацкевой сделал, исследуя пещеры запада Украины. В 1987 г. под его руководством начались исследования пещерного скального ансамбля в ур. Прийма во Львовской области, которые продолжались почти 20 лет. На этом пятиярусном объекте зафиксированы культурные слои позднего средневековья, раннежелезного времени, эпохи ранней бронзы, энеолита, мезолита, позднего и раннего палеолита. Это место археолог считал одной из самых лучших находок в своей научной карьере.
Другая важная стоянка, которую открыл Л. Г. Мацкевой, – навес Львов VII. Комплексные исследования этого объекта также дали весомые результаты. В верхнем палеолитическом слое (12110-11550 саlВС) обнаружен обломок рога северного оленя, на котором сохранилось одно из древнейших крестообразных изображений. Этот артефакт экспонировался на выставке "Кресты в истории Украины" в Софии Киевской и был рекомендован для выставки в Ватикане. А в нижнем культурном слое памятника зафиксировано древнейшие следы пребывания человека на территории современного Львова (27200 ± 170 л.н.).
В апреле 1991 г. Л. Г. Мацкевой защитил докторскую диссертацию "Мезолит запада Украины" на спецсовете при Московском государственном университете. В этом году в издательстве "Наукова думка" вышла одноименная монография. Поразительное работоспособность Леонида Георгиевича Мацкевого иллюстрирует его объемный научный потенциал. Ученый – автор и соавтор 30 монографий, более 600 научных и научно-популярных статей, опубликованных в 24-х странах. Принимал активное участие в профессиональных научных конференциях в Украине и за рубежом. Был многолетним участником международных археологических конференций в Жешове, Кросно, Варшаве (Республика Польша), Львове, Киеве, Галиче, Жовкве, Одессе (Украина), Санкт-Петербурге (Россия), Будапеште (Венгрия), Бардейове (Словакия), Лейпциге (Германия) и других городах.
Леонид Мацкевой – не только ученый-теоретик, но и археолог-полевик с многолетним опытом. Первые практические навыки и бесценный опыт проведения полевых археологических работ он получил еще в студенческие годы. Всего за 50 полевых сезонов (1958-2009) Л.Г. Мацкевой участвовал в 130 археологических экспедициях, из которых 108 возглавлял. Лишь на западе Украины ученый открыл около 450 археологических памятников, стационарно исследовав более 50 из них. Результатом плодотворной научной работы Л. Мацкевого было обоснование эпохи мезолита и неолита на Херсонщине, мезолита на Северном Кавказе и в Закарпатье. Ученый разработал периодизацию и совершил культурную атрибуцию мезолитических и неолитических памятников восточного Крыма.
Неутомимый трудоголик до последних дней жизни, Л.Г. Мацкевой питал амбициозные планы и занимался любимым делом, интересовался общественно-политической жизнью, тяжело переживал события на малой Родине - Донбассе. Перешагнув рубеж 80 лет, Л. Г. Мацкевой оставался немного романтиком, немного прагматиком, немного оптимистом, немного скептиком. В этой личности сочетались житейская мудрость и человеческая простота; строгость характера и открытость души.
Леонид Георгиевич Мацкевой был заядлым болельщиком, любил спортивную статистику, следил за спортивными событиями. Единственное, что могло заставить его отложить написание научной статьи, - трансляция интересного футбольного матча. Заботливый дедушка гордился достижениями своей внучки Инги - чемпионки Киева по художественной гимнастике и призера международных конкурсов.
Жизнь Л. Г. Мацкевого – пример того, как воплотить в жизнь детскую мечту, преодолевая препятствия и вызовы. Благодаря неустанному труду, огромным усилием воли, ответственности и старанию он стал настоящим ученым, археологом. Идеи, методы и наработки ученого продолжают влиять на современные поколения археологов. Леонид Георгиевич Мацкевой скончался 30 мая 2019. Похоронен на Голосковском кладбище во Львове.