Копьёва Татьяна Александровна

Татьяна Александровна Копьёва – крымский археолог, чья научная деятельность была преимущественно связана с древней историей полуострова. Ее исследовательский интерес концентрировался вокруг проблем эпохи бронзы и, в первую очередь, разработки проблемы статуса катакомбных памятников полуострова в системе культур катакомбной культурно-исторической общности, с рассмотрением как внутренних взаимоотношений групп местного населения, так и контактов с территориально близкими и отдалёнными синхронными культурными образованиями.

Татьяна Александровна Копьева родилась 26 апреля 1961 г. в городе Уштобе, Казахской ССР, куда её родители переехали из Красноярского края в поисках более тёплого климата. Её отец Копьёв Александр Иванович, получив образования штурмана, механика и радиста, служил в торговом флоте и плавал на Дальний Восток. Его рассказы пробуждали интерес к дальним краям, другим культурам и историческим эпохам. В воображении юной Татьяны Копьевой складывались образы морских пейзажей, обусловившие развитие способностей к рисованию, которые в детские годы выражались в маринистических акварельных зарисовках. Мать, Светлана Георгиевна, происходила из древнего рода польской шляхты, сосланной в начале XX века в Сибирь, где семья со временем стала работать в Ачинском кинотресте. Дедушка, Георгий Тиханов был киномехаником, в свободное время писал стихи, публиковавшиеся в местной газете, а во времена Великой Отечественной войны был танкистом и погиб в битве на Курской дуге.

Выбор первой работы Татьяны Александровны Копьевой был сделан в связи с семейной традицией – в молодости некоторое время она была фильмопроверщицей. Однако характер исследователя проявился ещё в раннем детстве. Семья жила в крайнем доме посёлка, у которого останавливались проходящие мимо караваны верблюдов. Т.А. Копьева росла в окружении дюн, барханов, участвуя в поисках тарантулов с соседскими детьми и вылавливая в пустыне черепах, которые практически равнялись с ней ростом. Изучение местной фауны и окрестностей продолжилось с переездом семьи в Крым в 1966 г.

kopieva.pngДух исследователя совмещался с состраданием и заботой о животных: на протяжении жизни Т.А. Копьева спасала кошек, раненых птиц, ежей... Со временем сформировались разнообразные творческие интересы. В походах по Крыму будущая исследовательница обращала внимание на горные породы и другие элементы природного ландшафта, а в домашней библиотеке всегда было много не только археологической и художественной литературы, но и книг, посвящённых геологии и минералогии, краеведению, языкознанию, альбомов с репродукциями картин и крымскими пейзажами. Особенно следует выделить увлечение астрономией – с детства Т.А. Копьёва проводила часы, изучая карту звёздного неба, сопоставляя с мифами, которые кроются за каждым созвездием.

Но именно с Крымом связано формирование интереса к древнейшей истории. Произвело впечатление открытие костей мамонта в окрестностях города Джанкой, произошедшее в 1960-х гг., где семья проживала в тот период. С выбором специальности, тем не менее, Т. А. Копьёва определилась не сразу. После окончания школы сначала получила образование бухгалтера, но вскоре стало ясно, что это не было её призванием. Как-то она взяла в библиотеке книгу, посвящённую исторической тематике, и всерьёз увлеклась археологией. Однако, в связи с популярностью в советские времена исторического факультета, поступить удалось не сразу.

Тогда Татьяна Александровна Копьёва начала работать в археологических экспедициях, участие в которых в дальнейшем совмещала с обучением в Симферопольском государственном университете им. М. В. Фрунзе. Многолетние полевые археологические исследования способствовали развитию внимания к деталям и тщательности в обработке материала и подготовке отчётов, её становлению как прекрасного специалиста в проведении археологических разведок и в методике раскопок курганов. Экспедиционная деятельность, проходившая по всему Крыму и фокусировавшаяся на различных исторических эпохах, а также работа в краеведческом музее Симферополя (в 1988–1989 гг.), позволили Т.А. Копьёвой основательно ориентироваться в археологическом материале.kopieva1.png

В разные годы, начиная с 1983 г., Т. А. Копьёва принимала участие в работах Симферопольской, Алуштинской, Западно-Крымской, Северо-Крымской, Степной и Крымской охранно-археологической экспедициях, в том числе, возглавляла Степную экспедицию в 2007 г. В 2016 г. руководила спасательными археологическими раскопками на территории объектов археологического наследия «Курган Горностаевка 5», «Новониколаевка курганы 4, 5», «Курганный могильник Тасуново 6», «Курганный могильник Чонграв 1-1», «Курганный могильник Бешарань 1-1» в Ленинском, Белогорском, Красногвардейском районах.

Археологические материалы, полученные в результате раскопок 2016 г., введены в научный оборот в статье Курган «Бешарань 1» срубной культуры с погребениями поздних кочевников на территории Белогорского района Крыма», посвященной кургану Бешарань 1, расположенному в малоизученной ландшафтной зоне Крыма – Центрально-Крымской равнинной степи, сооруженного в эпоху поздней бронзы.

Личный жизненный путь Татьяна Александровны Копьёвой был связан с Виталием Александровичем Колотухиным, известным археологом, специализировавшегося на эпохе бронзы и раннем железном веке.

Т. А. Копьёва была талантливым художником, что проявлялось и в экспедиционной деятельности, и в подготовке иллюстраций к научным трудам. Художественное видение мира находило выражение в широком круге интересов. Эстетический вкус и нестандартный подход чувствовался во всем, чему исследовательница посвящала время. В 2003 г. она была зачислена в штат Крымского филиала Института археологии НАНУ (сейчас Институт археологии Крыма РАН), в котором работала с тех пор. Т. А. Копьёва принимала участие в международных и региональных конференциях в Симферополе, Запорожье, Алуште, Одессе. В 2006 г. в Немецком археологическом Институте (г. Берлин) Т.А. Копьёвой прочитан доклад на тему «The Early Stage of the Catacomb Culture in the Crimea» («Ранний этап катакомбной культуры в Крыму).

kopieva2.pngВ двухтомной коллективной монографии «История Крыма» ею была опубликована глава «Крым в эпоху энеолита и бронзы. V–II тысячелетия до н. э.». В 2013 г. была подготовлена к защите кандидатская диссертация «Катакомбная культура на территории Крымского полуострова (по материалам погребальных памятников)». Основная цель диссертационной работы – дать обобщающую характеристику катакомбной культуры на территории Крыма с выделением трёх хронологических этапов – раннего, среднего и позднего на основе анализа погребального обряда и инвентаря. Оценка памятникам дана в контексте физико-географического районирования полуострова с целью наиболее полной характеристики и воссоздания культурных процессов в регионе. Автором работы обработаны материалы из раскопок Северо-Крымской экспедиции за период с 1964 по 1974 гг., ранее представленные разрозненными сведениями и хранящиеся в крымских архивах и музейных коллекциях; зарисовка и описание артефактов велись в Центральном музее Тавриды, Феодосийском и Евпаторийском краеведческих музеях.

Основные результаты научной деятельности Т. А. Копьёвой освещены в ряде статей. Ранний этап катакомбной культуры в Крыму исследователь датирует 2800–2500 гг. до н. э. С вопросами периодизации и хронологии тесно связана проблема соотношения ямной и катакомбной культуры. На примере кургана № 2 вблизи с. Столбовое в Джанкойском районе на севере Крыма наглядно иллюстрируется близость культурных традиций двух этнических групп населения – позднеямного и раннекатакомбного, подтверждая, тем самым, тезис о параллельном развитии памятников позднего этапа ямной культурно-исторической общности и раннего этапа катакомбной.

В статье «Классификация керамики катакомбной культуры в Крыму», Т.А. Копьёва, на основе данных о 805 погребальных комплексах Крымского полуострова, составила классификацию катакомбной керамики с выделением 14 групп посуды, что позволило проследить динамику культурно-исторического процесса на территории Крымского полуострова. Установив, как внешние культурные связи на каждом этапе развития, так и внутреннее взаимодействие культурных групп, исследовательница пришла к выводу о последовательном освоении катакомбными племенами зоны периферии, где вплоть до позднего этапа прослеживается керамика местной традиции.

kopieva3.pngРаспределение керамики между степной зоной Присивашья и тремя районами: западно-крымским, центральным и предгорным показало, что в трёх последних сосуды в погребениях встречаются чаще. В данных районах находилась практически вся посуда с шаровидным туловом – в классификации керамики этот тип горшков прослежен с раннекатакомбного периода. Кроме того, в данных районах наиболее представительна керамика в шнуровой и штампованной технике, а также неорнаментированные сосуды. В то же время, Присивашская зона представляла территорию наиболее интенсивных контактов и определяла характер культурных связей. На позднем этапе, помимо наиболее интенсивных контактов с северными районами – Северо-Западным и Северным Причерноморьем, исследователь проследила контакты с поздними катакомбными культурами Донецкого региона и степного Предкавказья.

Анализ курганов, возведенных носителями катакомбной культурно-исторической общности, произведённый с учётом историко-ландшафтного зонирования территории Крыма, предпринят в статье «Курганы катакомбной культуры на территории Крымского полуострова», в которой выделены районы наибольшей концентрации памятников, специфика курганной архитектуры и погребального обряда. На территории Крымского полуострова выделено 34 исследованных кургана, сооруженных племенами катакомбной культуры, что составляет 16% из общей выборки (206) изученных курганов, содержавших погребения катакомбной культуры.

Возведение курганов в эпоху средней бронзы связывается в Крыму с ингульской культурной группой, продвинувшейся на полуостров с территории Северного Причерноморья, и датируется поздним этапом развития катакомбной культуры (2300–2000 гг. до н. э.). Картографирование памятников показало, что концентрация данных курганов (11%) приходится на западный район полуострова; в целом, на территорию Крымской степной провинции приходится 15% катакомбных курганов, совпадая с той экологической нишей, которую занимали скотоводческие племена катакомбной общности.

В историографии катакомбной культуры Т. А. Копьёва выделила три периода, обоснованные в статье «Катакомбная культура на территории Крыма (история изучения и исследований)» [2011a]. В первый период (конец XIX – 50-е гг. XX в.) происходило выделение катакомбной культуры как одной из культур эпохи бронзы; период характеризуется эпизодическими раскопками курганов и началом проведения разведочных работ, в результате которых были открыты бытовые памятники катакомбной культуры. Второй период (60–80-е гг. XX в.) отмечен количественным накопление материалов, связанных с катакомбной культурой (в связи с широким мелиоративным строительством и новостройками). Период характеризуется интенсивным исследованием курганов на территории степной и предгорной зоны полуострова, продолжается изучение стоянок и поселений эпохи бронзы. Третий период (90-е гг. XX – начало XXI в.) характеризуется сокращением объёма полевых работ, систематизацией материалов и анализом катакомбной культуры. Отдельные работы развивают представление о катакомбной культуре на полуострове, затрагивая вопросы хронологии, культурных связей, идеологических представлений катакомбного населения.

Татьяна Александровна Копьёва была блестящим Исследователем с большой буквы, увлеченная археологией, энтузиастом своего дела. Её отличала самоотверженность и безграничная преданность избранной стезе, благодаря чему она навсегда останется в памяти коллег. 28 января 2020 Татьяны Александровны Копьёвой не стало.

Список литературы
Кислый А.Е. Копьёва Татьяна Александровна, исследователь катакомбной культуры Крыма (26.04.1964 - 28.01.2020) // История и археология Крыма. 2020. № 12. С. 393-394.
Кожуховская Ю.В. Per aspera ad astra. Памяти Татьяны Александровны Копьёвой // История и археология Крыма. 2020. № 12. С. 395-400.