Борис Сергеевич Жуков – российский археолог, этнограф и антрополог, специалист в палеоэтнографии. Б.С. Жуков был выдающимся исследователем, человеком большой, целеустремленной энергии и такого же организаторского таланта. Он стал учителем многих знаменитых археологов, продолжавших его дело. Большую роль в науке сыграли работы ученого по каменному веку Крыма, продолженные московскими и ленинградскими археологами. Искренний патриот, он с воодушевлением отдавался родной науке и, если бы не безвременная кончина, он, без сомнения, был бы одним из крупнейших ученых советской археологической науки.
Б.С. Жуков был учеником и последователем Дмитрия Николаевича Анучина (1843–1923) – географа, антрополога, археолога и этнографа, основоположника московской палеоэтнологической школы, представители которой стремились к синтезу археологии, антропологии, этнографии и естественных наук. Б.С. Жуков рассматривал генезис и развитие древних обществ как последовательную эволюцию преимущественно автохтонных культур, создал периодизацию памятников Волго-Окского междуречья от мезолита до раннего железного века.
Борис Жуков родился 1 декабря 1892 года в Нижнем Новгороде, в семье журналиста. После получения среднего образования в Нижнем Новгороде он поступил в Московский университет и окончил его в 1918 году по кафедре антропологии физико-математического факультета, где под руководством академика Д. Н. Анучина приобрел специальность антрополога с уклоном в палеоантропологию и палеоэтнологию (археологию). По окончании университета он был оставлен Д. Н. Анучиным при кафедре.
С 1918 по 1931 годы Б.С. Жуков, окончив аспирантуру, последовательно занимал должности ассистента, доцента по палеоантропологии при кафедре антропологии и одновременно научного сотрудника, ученого секретаря и заместителя директора Научно-исследовательского института антропологии Московского государственного университета.
За это время Б. С. Жуков разработал и осуществил ряд общих и специальных курсов, практикумов и семинаров, но палеоантропологии и палеоэтнологии, построенных на современном уровне, с учетом достижений мировой науки. Одновременно он опубликовал в советских и зарубежных изданиях ряд оригинальных работ, очень рано обеспечивших ему имя видного специалиста в своей области, к голосу которого прислушивались и младшие, и старшие товарищи.
Созданные и проводившиеся им коллоквиумы привлекали специалистов из самых различных исследовательских институтов, имеющих отношение к наукам о человеке. Созданная им палеоэтнологическая лаборатория быстро стала методическим центром, куда стремились многие работники периферийных организаций, неизменно находившие в ней необходимую помощь. При ближайшем участии Б. С. Жукова был создан археологический отдел Московского областного музея краеведения. Ни одно начинание Антропологического института в указанные годы не обходилось без энергичного, инициативного участия Б. С. Жукова, умевшего привлечь к их осуществлению заинтересованные учреждения. Так, тогда был накоплен очень большой палеоантропологический и археологический материал, укрепивший солидную базу для дальнейшего развития науки о человеке.
Оценивая роль Б. С. Жукова в советской археологической науке, нужно прежде всего сказать, что он был ярким представителем анучинской школы. Как известно, Д. Н. Анучин стал одним из основоположников этнографии в России, много занимался археологией и внес в эти науки, тогда в основном любительские, точность научного метода. Он пропагандировал у нас достижения мировой науки, ратовал за разрушение националистических перегородок в науке о человеке, боролся за установление на археологических материалах единообразия автохтонного культурного развития человечества, выступал против огульного применения теории заимствований. В своих программных и археологических работах Д. Н. Анучин всегда настаивал на необходимости сравнительно-исторического изучения вещественных памятников в свете археологии, этнографии и письменной истории и разъяснял большое значение антропологии для истории. В этом отношении Д. Н. Анучин был подлинным основоположником современной археологической науки, не замыкающейся в себе, не проводящей резких граней между вещественными ископаемыми памятниками, этнографическими и антропологическими материалами и письменными документами. Б. С. Жуков последовательно проводил в жизнь идеи анучинской школы.
В 1920-х годах это было необходимо, но и не так просто, так как в официальной археологии господствовали более узкие взгляды на науку, якобы способную самостоятельно решать стоящие перед ней задачи. Наиболее ярко сказался аиучинскпй, широко комплексный подход Б. С. Жукова к изучению истории народов СССР в организации и проведении созданной им Антропологической комплексной экспедиции по Центрально-Промышленной области. В течение целого ряда лет эта экспедиция, в каких бы районах она ни работала, занималась одновременно изучением современного антропологического облика населения, этнографическим изучением его культуры, археологическим изучением его прошлой культуры от позднего железного века до палеолита включительно, палеоантропологией, изучением письменной истории и современных языковых диалектов.
Первым крупным опытом в этом направлении явилась Ветлужская эспедицпя (1925—1926 гг.). Первый том трудов Ветлужской экспедиции, включавший богатейший антропологический этнографический и археологический материал, был сдан в печать, но после репрессирования Б. С. Жукова типографский набор был рассыпан. Прекратила свое существование и Антропологическая комплексная экспедиция. Но ширококомплексный подход к изучению человека и его культуры был прочно усвоен многочисленными, воспитанными ею сотрудниками.
С конца 1920-х годов заметно стремление Жукова резко расширить круг своих интересов. В 1927–1928 годах он побывал в Крыму, где изучал стоянки с микролитическим инвентарем на Ай-Петринской яйле: Ат-баш, Балин-кош и Юсуповский бассейн; раскапывал раковинные кучи у Ласпи. Стоянки он считал мезолитическими, тарденуазскими, хотя на Ат-баше нашел днище остродонного глиняного сосуда.
В 1927 году вместе с П.П. Ефименко раскапывал палеолитическую стоянку, выявленную С.С. Деевым у села Супонева под Брянском. Участник экспедиции М.В. Воеводский нашел в соседнем селе Тимоновке другую богатую палеолитическую стоянку. Интересовали Жукова и дольмены на черноморском побережье Кавказа. Он изучал их в 1928 году у Новороссийска и в 1929 году у Геленджика.
Лично Б. С. Жуковым, или под его непосредственным руководством, были исследованы следующие археологические памятники: «Паново Городище» на Ветлуге, Озимёнковская I и II Пензенской обл., Николо-Перевоз на р. Дубна (1928, 1929 гг.), Языковская на Верхней Волге (1928—1930 гг.), Сейминский памятник (1922 и 1929 гг.), Мало-Окуловский курганный могильник эпохи бронзы (1927 и 1928 гг.); Мамоновское городище в Москве (1922 и 1923 гг.); ветлужские городища Русенихинское, Одоевское, Чортово, Богородское; славянские курганные могильники под Москвой: Псаревский (1922 г.), Льяловский, Никольский, Болхашинский, Бухаровский (1924—1926 гг.); волго-финские могильники: марийский Большепольский (1925 г.) и Одошнурский (1926 г.) на Ветлуге, Перемчалкпнский Лукояновского района (1926 г.), терюханские: Сарлейский (1926 и 1927 гг.) и Кужадонский (1927 г.) Арзамасского района, Погибловский в том же районе; древнемокшанские (по р. Мокше): Бутский (1927 г.), Старосогенский, (1927 г.); окско-финский Корниловский в районе Мурома и др. Кроме того, Б. С. Жуков участвовал в раскопках неолитических памятников на Святом озере в Мещере и в раскопках мустьерской стоянки Киик-Коба в Крыму.
Очень много внимания Б. С. Жуков уделял методике археологических полевых и лабораторных исследований, стремясь привнести в нее точность естественных наук. В полевой работе он придавал первостепенное значение привлечению геологических палеозоологических, палеоботанических, палеоклиматологических данных, фиксации стратиграфических разрезов в раскопках, точному подразделению и обработке вещественного материала по слоям, исчерпывающей фиксации бытовых деталей в раскопках и расположения материала на площади. В этих целях была разработана целая система карточек различного формата, заказывавшихся в типографии. В камеральной работе использовались различные инструменты (в частности, краниографические) для зарисовки профилей керамики, орнамента. Он придавал также большое значение статистике.
Борис Сергеевич Жуков одним из первых советских археологов указал на важную роль керамических материалов для изучения этнической истории древнего населения и построил главным образом на керамике несколько обобщающих работ по древнейшей истории Волго-Окского края.
Большое место в работах Б. С. Жукова занимали вопросы культур каменного века в Прибалтике и взаимоотношение их с неолитическими культурами Центральной России. Этот интерес к Прибалтике определился еще во время изучения Льяловской торфяниковой стоянки, изучение и публикация которой может служить также примером комплексного подхода Б. С. Жукова к исследованию археологических памятников.
Немало сил отдал Борис Сергеевич Жуков популяризации науки. Это выразилось в многочисленных лекциях и в опубликовании нескольких научно-популярных книг: «Происхождение человека» (выдержала пять изданий), «Первые шахтеры и металлисты», «Древнейшие строители из дерева и камня», «Как люди расселялись по земле» и др.
Борис Сергеевич Жуков не щадил себя. Работая по ночам и систематически недосыпая, он тем не менее неизменно и аккуратно был в назначенное время на кафедре и в институте, свежий и всегда полный новых, интересных мыслей и планов. В 1929 году Б. С. Жуков был в научной командировке в Германии и во Франции. Всё сулило новый взлет в деятельности ученого. Но в 1931 году произошел крах. Жуков был арестован, отправлен в концлагерь, а затем скончался 29 мая 1933 года на Алтае. В истории ареста и гибели Жукова много неясного.
О.Н. Бадер, датировавший арест учителя 1929 годом, прямо связывал это с командировкой во Францию и Германию. Действительно, ученые, которым удалось побывать в 1920-е годы в зарубежных командировках, часто подвергались после этого репрессиям. Среди археологов это произошло с Г.А. Бонч-Осмоловским и Г.И. Боровкой. Впрочем, между командировкой и арестом прошло два года. А.А. Формозов сделал предположение о том, что Б.С. Жуков был арестован по делу музейных работников и умер в ссылке в 1934 году.
Как преподаватель университета, Б. С. Жуков, обладавший широкой эрудицией, отличавшийся простотой в обхождении и вниманием к молодежи, легко находил общий язык со студентами и неизменно пользовался их любовью. Преждевременная смерть оборвала короткую, но плодотворную жизнь. Кроме того, он был на редкость интересным в общении человеком, добрым и благожелательным, всегда внимательным, отзывчивым и веселым, любителем и знатоком искусства, в особенности театрального, и прекрасным семьянином. Таким он и остался в памяти всех, кто его хорошо знал.