Гадло Александр Вильямович

Александр Вильямович Гадло – археолог, этнограф, историк, удивительный педагог, доктор исторических наук, профессор (с 1986 г.), заведующий кафедрой этногра­фии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государ­ственного университета (1990-2002 гг.), - родился 8 апреля 1937 г. в Ленинграде. Как и мно­гие ленинградские дети, он пережил трагические годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. при защите города погиб отец, всю блокаду вместе с матерью он находился в Ленинграде. В 1955 г. окончил среднюю школу № 83 Петро­градского района. В следующем году А. В. Гадло поступает на кафедру археологии исторического фа­культета ЛГУ.

Уже после I курса складывается круг научных интере­сов Александра Гадло – средневековая история европейского Юго-Востока. На­ряду с археологической специализацией со II курса он дополнительно зани­мается византиноведением по индивидуальному плану. Его учителями бы­ли В. Ф. Гайдукевич, А. Л.Якобсон, А. В. Банк, М. К. Каргер, Г. Л. Курбатов. С IV курса научным наставником А. В. Гадло становится М. И. Артамонов. Уже в университетские годы Александр Вильямович Гадло увлекся средневековой историей и археологией Крыма. Под руководством М.И. Артамонова он подготовил и успешно защитил дипломное сочинение на тему «Средневековые поселения Восточного Крыма».

В 1961 г. А. В. Гадло оканчивает универ­ситет с квалификацией «историк-археолог, учитель средней школы» и по­лучает распределение в Эрмитаж, но М. И. Артамонов берет выпускника в аспирантуру по кафедре археологии и становится его научным руководи­телем. В период обучения в аспирантуре окончательно формируется сфера науч­ных интересов будущего ученого и стремление заниматься педагогической ра­ботой. Тема диссертационного исследования требовала привлечения большого круга источников и прежде всего археологических. А. В. Гадло в течение трех лет руководит археологическими экспедициями исторического факультета на Нижнем Дону и в Восточном Крыму. В ходе этих работ был накоплен большой абсолютно оригинальный материал, который требовал длительной обработки и систематизации.

Первые раскопки А.В. Гадло выявили хазарские слои на поселениях Восточного Крыма и Нижнего Подонья и шли параллельно с соответствующими работами С.А. Плетневой. Своими раскопками А.В. Гадло развивал наблюдения своих учителей (М.И. Артамонова, А.Л. Якобсона и др.). С другой стороны, в последние годы подтвердились его собственные открытия: работы прежде всего А.И. Айбабина и Я.М. Паромова на большинстве крымских и таманских городищ и поселений выявили «хазарский пласт». Несмотря на региональные особенности, это была характерная для всего ареала Хазарского каганата салтовская культура.

С 1 марта 1965 г. А. В. Гадло — штатный сотрудник университета. В это вре­мя университет готовится к 150-летнему юбилею, в рамках празднования ко­торого планировалось издание «Истории Ленинградского университета». Его подготовкой занимался исторический факультет. Часть этой работы была пору­чена А. В. Гадло, в связи с чем он и был зачислен в штат факультета «младшим научным сотрудником кафедры истории СССР как окончивший аспирантуру ЛГУ, для организации работ по подготовке издания "История ЛГУ"». В пе­риод 1965-1968 гг. А. В. Гадло основное внимание уделяет поиску и подготовке материалов, а также координации работ по изданию «Истории Ленинградского университета», в котором им были написаны два раздела (середина 1950-х — 1968 гг.).

Наряду с этой весьма интенсивной работой продолжаются исследования раннесредневековой истории юга России. Значительный интерес к работе А. В. Гадло проявил В. В. Мавродин, вероятно, и определивший одно из направ­лений его научных изысканий в сфере этнополитической истории юга России, которое в 1980-е гг. было реализовано в серии «Тмутороканских этюдов», за ко­торую впоследствии А. В. Гадло был удостоен университетской премии за научную работу. По кафедре археологии исторического факультета А. В. Гадло чи­тает ряд специальных курсов: по археологии средневекового Крыма, античной археологии, проблемам прибалтийских культур, преподает историю на подготовительных курсах ЛГУ, активно работает на отделении этнографии Всесоюзного географического общества, в обществе «Знание».

Весной 1968 г. университет при­нимает решение об открытии на историческом факультете (декан профессор В. В. Мавродин) специализации по этнографии и антропологии. Этот проект, возрождавший традиции этнографического образования в Ленинградском уни­верситете, был реализован совместно с АН СССР 20 июня 1968 г. Ученый совет исторического факультета формирует преподавательский состав кафед­ры — профессор Р. Ф. Итс (АН СССР), зав. кафедрой, доцент И. И. Гохман (АН СССР), ассистенты А. В. Гадло (исторический факультет ЛГУ), Д.Г.Савинов (АН СССР). За годы работы на кафедре А. В. Гадло прошел длительный путь становле­ния университетского профессора и ученого. В 1969 г. он успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему «Южное Приазовье в период Хазарского каганата. (Проблема Приазовской Руси и современные археологические дан­ные о южном Приазовье VIII-X вв.)», в декабре 1972 г. В исследовании А.В. Гадло, развивая наблюдения М.И. Артамонова и С.А. Плетневой, устанавливал общность в материальной культуре Северного Приазовья и Восточного Крыма.

Ученый совет истори­ческого факультета избирает А.В. Гадло на должность доцента. С целью разобраться в этногенетических и исторических проблемах ученый в тот период все больше обращал свои взоры на соседний с Крымом Кавказ. Между этими двумя регионами есть определенная разница, тонко в свое время подмеченная Максимилианом Волошиным.

«Соседний Кавказ был гребнем, о который чесались все народы, оставляя на его зубцах клоки руна и шерсти всех мастей — образцы расы. Это делает Кавказ этнографическим музеем. Крым не музей. Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной заводи, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались».

Действительно, понять ход этнического развития Крыма без изучения тех событий исторической жизни, которые происходили на Кавказе, весьма трудно.

В 1985 г. на заседании Диссертационного совета Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (Москва) за диссертационную работу «Северный Кавказ в IV-X вв. Проблемы этнической истории» ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук. С весны 1986 г. А. В. Гадло — профессор Ленинградского государственного университета.

Научные интересы А. В. Гадло были связаны с кавказским регионом, который в силу своего уникального географи­ческого положения между Европой и Азией всегда был ареной динамичных эт­нических, политических и культурных процессов. В историко-этнографическом кавказоведении проблемы, связанные с изучением этих процессов, составля­ли и составляют одну из наиболее сложных задач. Существенный вклад в разработку дан­ной научной проблематики внес Александр Вильямович Гадло. Созданная в 1966 г. по инициативе М.И. Артамонова Кавказская археолого-этнографическая экспедиция в 1968 г. перешла под контроль новой кафедры исторического факультета — кафедры этнографии и антропологии. На протяжении многих лет экспедицией руководил Александр Вильямович Гадло, и ее деятельность стала выдающимся явлением в жизни исторического факультета, и науки в целом.

Наиболее значимым собственно ар­хеологическим достижением экспедиционных работ А. В. Гадло было открытие в степных районах Северного Кавказа памятников салтово-маяцкой культуры, до него здесь не известных. Результаты археологических исследований поз­волили внести уточнения в целый ряд принципиально важных вопросов раннесредневековой истории края. В частности, был оспорен считавшийся ранее общепринятым взгляд на Северный Дагестан как основной центр формирова­ния государственности и культуры Хазарского каганата. Раскопки на городи­ще Казар-кала показали, что культурный и экономический подъем, который в V-VII вв. переживала предгорная зона Северного Дагестана, предшествовал хазарской экспансии и явился результатом развития местных традиций, проте­кавших внутри протодагестанских этнических общностей. Работы на Ставропо­лье дали новые материалы для изучения процессов перехода протоболгарского населения в конце I тыс. н. э. от кочевых форм хозяйства к оседлости.

Широта археологических исследований и впечатляющие результаты послед­них, а равно органическое проникновение в этнографию Северного Кавказа подвели А. В. Гадло к созданию фундаментального труда по этнической исто­рии Северо-Кавказского региона. В настоящее время стали широко известны среди научной общественности две книги, точнее, две части одной большой работы: «Этническая история Северного Кавказа IV-X вв.» и «Этническая ис­тория Северного Кавказа Х- XIII вв.». По масштабам охвата материала, скру­пулезности рассмотрения сложных и многогранных процессов, происходивших в этом недостаточно изученном районе Земли на протяжении тысячелетия, дан­ный труд беспрецедентен.

А. В. Гадло внес большой вклад в развитие не только кавказоведения, но и русистики, изучение древнейшего периода восточнославянской истории. А. В. Гадло был глубоким знатоком этой темы, как никто другой он понимал важность сопряженного изучения истории Древней Руси, Хазарии и других не менее значительных политических и этнических образо­ваний в южнорусских степях. Интересны наблюдения исследователя, связанные с походом Святослава. Они подтверждают то, что этот поход (во время своих экспедиций А.В. Гадло стремился найти его следы) был явлением необычным и действительно нанес сильнейший удар по Хазарскому каганату. Точка зрения, согласно которой факт разрушения хазарской государственности вследствие набега на Итиль и Самандар надо отнести к более позднему времени и связать с какой-то неопределенной группой русов, убедительно опровергнута исследователем.

В центре внимания ученого долгое время оставался вопрос истории одного из интереснейших государственных образований русского средневековья — Тмутараканского княжества. Далекая и таинственная Тмутаракань (А. В. Гадло предпочитает другое прочтение этого названия, по-видимому, более правильное — Тмуторокань) манила воображение российских историков с восемнадцатого столетия. Анализируя письменные и фольклорные источники, А. В. Гадло восстанавливает этапы истории Тмутаракани. Исследователь не только скрупулезно изучил все сведения источников об этом политическом организме, но и поставил ряд принципиальных теоретических вопросов. Среди них можно отметить вывод о том, что возникновение Тмутараканского княжества было последней попыткой реставрации каганата с той существенной разницей, что произошло смещение к западу.

Ученый определяет и характер социально-политического устройства данного государственного образования, что всегда крайне озадачивало историков-русистов. Они никак не могли понять, что скрепляло этот конгломерат этносов и давало ему жизнеспособность.  Некоторые даже представляли его подобием Запорожской Сечи, временным пристанищем князей-изгоев и т. д. Решить этот вопрос исследователю помогает сравнение Тмуторокани с Дербендом, сведения о котором были лучше представлены в исторических источниках. И Дербенд, и Тмуторокань — города-государства, общины переросшие рамки античного полиса, подобные городам-государствам Древней Руси.

В 90-е годы уже прошедшего столетия А. В. Гадло опубликовал ряд очерков, объединенных одной темой, — «Тмутороканские этюды». Эти очерки наряду с археологическими изысканиями самого ученого и анализом соответствующих материалов других археологов легли в основу книги, посвященной легендарной Тмутаракани. Книга, в которой помимо исследования дается и подробная историография, — важнейший этап в изучении одной из крупнейших проблем русской исторической науки.

После кончины летом 1990 г. профессора Р. Ф. Итса Ученый совет универ­ситета единогласно избирает А. В. Гадло заведующим кафедрой этнографии и антропологии. С этого времени он становится одним из организаторов этногра­фического образования в высшей школе. На ряде крупных конгрессов и кон­ференций он выступает с докладами о роли преподавания этнографии в вузах, на двух конгрессах российских этнографов и антропологов в 1999 и 2001 гг. руководит секцией этнографического образования. Возглавляя кафедру этнографии и антропологии СПбГУ, А. В. Гадло считал одним из приоритетных направлений ее научной работы исследование этнокультурной истории Северо-Запада России. В 1996 г. А. В. Гадло публикует «Программу сбора материалов по этнографии населения Псков­ской области». Итогом многолетних исследований Северо-Запада России стали «Историко-этнографические очерки Псковского края», в которых А. В. Гадло выступил в качестве ответственного редактора и автора предисловия, а также ежегодные региональные научные конференции «Этнографическое изучение Северо-Запада России». Седьмая, прошедшая осенью 2002 г. конференция ее участниками была посвящена памяти А. В. Гадло. Ученого не стало 13 апреля 2002 г.

Список литературы
Дворниченко А.Ю., Верняев И.И., Карпов Ю.Ю., Козьмин В.А. Памяти Александра Вильямовича Гадло // Динамика этнической культуры народов России. Сер. "Историческая этнография" Санкт-Петербург, 2004. С. 3-26.
Дворниченко А.Ю. Александр Вильямович Гадло (1937-2002) - исследователь древностей Крыма и Кавказа // Предыстория Приазовской Руси. Гадло А.В. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. Санкт-Петерург, 2004. С. 3-20.