Николай Иванович Веселовский - русский археолог, востоковед, исследователь истории и археологии Средней Азии, Крыма и Кавказа. Вёл раскопки в Самарканде, первым исследовал причерноморские и скифские древности, раскопал Келермесские курганы, Майкопский курган и курган Солоха. Первым начал раскопки курганного могильника Клады у станицы Новосвободная. Являлся профессором Санкт-Петербургского университета и управляющим Восточным отделением Русского археологического общества.
Н.И. Веселовский родился в Москве, откуда семья вскоре переехала. Первоначальное образование он получил в Вологодской гимназии. С 1869 по 1873 год обучался на Факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета по разряду арабско-персидско-турецко-татарских языков и истории, после чего перспективный выпускник был оставлен при университете для «приготовления к профессорскому званию.
Это были годы расцвета научной деятельности учителя Н. И. Веселовского — Василия Васильевича Григорьева. Выбор Н. И. Веселовским будущей специальности хотя и определялся влиянием В. В. Григорьева, но в большей степени его обусловили другие причины. Выходец из материально необеспеченной мещанской семьи, с образованием уровня провинциальной гимназии, Николай Иванович Веселовский не владел в совершенстве европейскими языками и поэтому отдал предпочтение тому направлению исследований, где менее всего зависел от западной науки. Время окончания Н. И. Веселовским университетского курса совпало с Хивинским походом 1873 года. Под влиянием этих событий востоковедческая деятельность молодого специалиста была ориентирована в этот период на Хивинское ханство.
В 1877 году в Санкт-Петербургском университете Веселовский защитил диссертацию «Очерк историкогеографических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времен до настоящего» и получил степень магистра истории Востока. С этого момента молодой востоковед начал преподавательскую работу в должности доцента кафедры истории Востока. В 1884 году Н. И. Веселовский получил звание экстраординарного профессора по этой кафедре, а в 1890-м — ординарного профессора. В Санкт-Петербургском университете ученый читал курс по истории Востока и спецкурс об археологии Востока.
29 ноября 1914 года Николай Иванович Веселовский был избран членомкорреспондентом Академии наук по Историко-филологическому отделению. В это время в его научном творчестве проявляется крымская тематика. В опубликованном наследии ученого выделяется несколько основных направлений. Наиболее значительные из них — историографические труды. Перу Н. И. Веселовского принадлежат обстоятельные аналитические разработки о творчестве известных ориенталистов, в чьем научном наследии существенное место занимало изучение Крыма: И. Н. Березине, В. В. Вельяминове-Зернове, В. В. Григорьеве, А. К. КаземБеке, А. А. Сибирском, В. Г. Тизенгаузене, П. С. Уваровой.
Капитальный труд Николая Ивановича Веселовского, посвященный деятельности Русского археологического общества в первые 50 лет его существования, занял заметное место в корпусе сочинений, посвященных истории исторической науки досоветской России. В нем подробно изложен и крымоведческий аспект деятельности этого научного содружества. Наибольшее внимание в историкобиографических очерках Н. И. Веселовский уделил своему учителю В. В. Григорьеву.
В 80-х годах XIX века начался новый этап деятельности ученого, связанный с археологией. В 1881 году Н. И. Веселовский избирается членом-сотрудником Русского археологического общества. В 1889 году он становится действительным членом этой научной организации, а с 1908-го возглавляет ее Восточное отделение. Будучи человеком очень обязательным, он принимал активное участие в работе Общества, в том числе и в подготовке VI Археологического съезда в Одессе — самого «крымоведческого» из всех подобных собраний российских историков.
По подсчетам Б. В. Фармаковского, Н. И. Веселовский провел 29 полевых сезонов:
«Факт почти беспримерный в жизни ученых и исследователей и свидетельствующий о необыкновенной энергии и настойчивости Н.И. в работе» Б.В. Фармаковский, 1921.
Н. И. Веселовский по поручению Археологической комиссии ежегодно проводил с 1889 по 1917 год археологические работы в Таврической губернии. Он был сторонником идеи В. В. Григорьева о возможности восстановить картину исторической жизни исключительно по археологическим данным. Он пропагандировал представление об археологии как о самостоятельной науке. Особенно убедительно это удалось в рукописи статьи «О значении археологии и о месте ее среди других наук» (1904 г.).
Хотя основной объем работ пришелся на материковые уезды Северной Таврии, Крым также являлся объектом исследований. Н. И. Веселовский проводил раскопки в окрестностях Симферополя, в Евпаторийском уезде и в Херсонесе. Итоги этих научных раскопок постоянно освещались в научной и периодической печати тех лет с развернутым описанием наиболее интересных находок.
Николай Иванович Веселовский опубликовал ряд своих открытий на страницах «Известий Таврической ученой архивной комиссии», действительным членом которой являлся. Хорошо изучив историю археологических исследований Крыма, Н. И. Веселовский справедливо считал, что, оценивая археологические раскопки в Крыму, произведенные в 60–70-е, а тем более в 40-е годы XIX века:
«едва ли справедливо требовать от лиц, производивших раскопки на юге России в 60–70 годы, тем более в 40-х (Ашик), чтобы они соблюдали те приемы и методы, которые выработались лишь в последнее время. Прежде у нас мало кто сознавал важность топографии древнего города, это извествовалось както смутно, забота была преимущественно о добыче древних предметов (от того зависело существование целого учреждения)»
Поэтому ученый был против жесткой критики деятельности директоров музеев древностей в Керчи и Севастополе, подчиненных Археологической комиссии, за отсутствие правильного описания находок прошлых лет. Эти мысли историк изложил в статье «В защиту русских археологов», опубликованной в популярной столичной газете «Новое время».
Результаты археологических изысканий Николая Ивановича Веселовского в Северном Причерноморье и Крыму оценивались современниками как «колоссальные». Он первым в археологии научно описал способы устройства курганов, предложил свою периодизацию эпох курганных погребений: Медного, Бронзового века, Архаической греческой эпохи, Классической, Эллинистической, Римской и XIII – XV веков. Им впервые был установлен факт того, что курганы одной эпохи обычно, как правило, располагаются группами в одном месте, а также определены обряды погребения, характерные для различных эпох.
Систематические раскопки Н. И. Веселовского в Крыму выявили культурные наслоения со II тысячелетия до н. э. по XV век н. э. Вскрытые курганы позволили определить характер погребений, восстановить ритуалы Скифии. Обнаруженный материал оказался настолько обильным, что Н. И. Веселовский едва успевал суммировать и обобщать его.
В истории российской археологической науки, несомненно, оставит след и преподавательская деятельность Н.И. Веселовского, которой с 1892 года он занимался в Археологическом институте и во главе которого стоял в последние годы своей жизни. Хорошо знавший Н. И. Веселовского по его деятельности в Археологической комиссии академик Сергей Федорович Платонов вспоминал:
«Тучный, степенный и важный, он мог смутить мало знавшего его собеседника своей сдержанностью и немногословием. Изредка, впрочем, он обнаруживал свою вспыльчивость неожиданным повышением голоса и жестким словом. Но обычно, в среде ему приятных людей, это был милейший и добрейший человек. Довольно рано он изменил своей официальной специальности — «истории Востока» — и увлекся раскопками в Крыму и на Кавказе, стал (по его собственному выражению) «заниматься путем раскопок исследованием скифских курганов на юге России». Эта археологическая работа доставила ему большую известность и стала его главной специальностью. А рядом с ней в нем сохранился вкус к чтению, изучению и изданию приказных московских документов по сношениям Москвы с Крымом, Персией и Средней Азией.
Эпикуреец по натуре, Н. И. Веселовский на свой ученый труд смотрел как на одно из житейских удовольствий в такой же мере, как и хорошая карточная партия «винта», дружеская беседа за стаканом чая, тихий вечер по окончании работы на кургане в степи или засыпающей станице. Надобно было видеть, с каким вниманием, неторопливо и серьезно в своем служебном кабинете в Археологической комиссии разбирал он свою курганную добычу, складывал и клеил осколки какогонибудь сосуда или очищал грязную древнюю ткань!
Очевидно, это было для него одно из наслаждений его жизни, которым он пользовался с полным душевным удовлетворением. Общение с Н. И. Веселовским бывало очень приятно и полезно, потому что он никогда не отказывал в дружеском указании, совете или справке»
Еще одним направлением деятельности Веселовского в Крыму была археография (наука о письменных источниках) причерноморского региона. На страницах «Известий Таврической ученой архивной комиссии» он опубликовал анализ благословительной халифской грамоты 1779 года, казыаскерского сакка (дефтеря). Важность последнего как исторического источника для истории Крыма состоит в том, что в подобные реестры вносились извлечения, а иногда и полностью все юридические и административные дела, подлежавшие ведению казиев — судей (верховных судей при диване), протоколы судебных разбирательств по гражданским и уголовным делам, охранительные описи имущества, духовные завещания.
Отдельную публикацию Н. И. Веселовский посвятил коллекционному собранию одного из пионеров краеведения Крыма — Керчь-Еникальского градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского. Историк занимался изучением так называемых ногайских дел, которые предполагал издать отдельным сборником. Специальное исследование посвящено им характеристике ярлыков крымских ханов. Ряд штудий Н. И. Веселовского раскрывает отдельные сюжеты истории международных связей Московского государства в разные эпохи.
Конечно, проблема установления дипломатических контактов Московии с Крымским ханством не прошла мимо его внимания. В одном из исследований он рассмотрел историю посольства Б. А. Пазухина в ханство в 1679 году. В специальной публикации Н. И. Веселовский раскрыл этимологию термина «тыш» — «зуб», встречающегося в дипломатических документах Крымского ханства и Оттоманской Порты. Свои выводы он представил в сравнении с трактовками этого слова в авторитетных сочинениях А. К. Казем-Бека и В. Д. Смирнова.
Небезынтересно в этой связи и его исследование «О татарском влиянии на русский посольский церемониал до Петра Великого», где историк выявил элементы дипломатического этикета Московского двора, заимствованные со времен Золотой Орды и использовавшиеся при приеме послов Крымского ханства. Среди рукописного архивного собрания Н. И. Веселовского хранится исследование, посвященное характеристике ярлыков, выдаваемых крымскими ханами московским великим князям, как историческому источнику.
Занимаясь изучением ярлыков хановвластителей осколков Золотой Орды, Н. И. Веселовский использовал более реальный подход к проблеме, чем его руководитель В. В. Григорьев, который предложил сугубо филологическую интерпретацию терминологии ханских ярлыков. Н. И. Веселовский попытался дать трактовку встречающимся в грамотах терминам, на основе конкретных исторических событий.
Среди рукописного научного наследия Н. И. Веселовского сохранились записки о раскопках Херсонеса, проведенных ученым в августе 1904 года совместно с К. К. Косцюшко-Валюжиничем. Это черновые описания раскопов, перечни находок и варианты их атрибуции. На протяжении нескольких лет Веселовский работал над сбором материалов и библиографии для подготовки крымоведческой энциклопедии, назвать которую предполагалось «Крымский альбом». Книга должна была включать биографическую информацию о главных исторических персоналиях Крыма, прежде всего крымских ханах и деятелях местной исторической науки, очерки по истории городов полуострова, краткие исторические справки о создании и деятельности здесь музеев.
Однако работа над сборником так и не была завершена. В ноябре 1917 года Николай Иванович Веселовский, закончив очередной сезон раскопок возвращается в Петроград. Пытается подвести итоги своим научным поискам и находкам. Но 30 марта 1918 года болезнь обрывает его жизнь и деятельность.