Боданинский Усеин Абдурефиевич

Крымовед, художник и археолог Усеин Абдурефиевич Боданинский родился 1 декабря 1877 в деревне Бадана, Симферопольского уезда, по другим данным – в г. Симферополь. Семья У. Боданинского оказала большое влияние на формирование его личности. Его дед Асадулла-эфенди и отец Абдурефи Садлаевич, бывший преподавателем Симферопольского народного татарского училища, занимались просветительской деятельностью. Так, А.С. Боданинский составил первый в Крыму «Русско-татарский букварь для чтения в первоначальных народных школах» (1873 г.).

Согласно с собственноручно заполненной У.А. Боданинским анкетой свое первоначальное образование он получил в четырехлетней народной школе - мектебе, которую окончил в 1888 году, а затем продолжил учиться в Симферопольской татарской учительской школе. В раннем возрасте у Усеина Боданинского проявились художественные способности. И благодаря содействию татарского общества взаимопомощи в 1895 г. он был отправлен в Московское Строгановское художественно-промышленное училище, где обучался на декоративном отделении по специальности «художественная индустрия» до 1905 г.

С 1905 по 1907 годы У.А. Боданинский в течение двух лет преподавал графическое искусство в Симферопольском коммерческом училище. В 1907 году У.А. Боданинский был приглашен в деревню Лигачево Московской губернии, где получил должность руководителя художественно-промышленной школы, которая являлась филиальным отделением Строгановского художественно-промышленного училища. С 1907 по 1909 гг. У.А. Боданинский стажировался в Стамбуле, Париже, Мюнхене и Дрездене, а в 1912 г. изучал живопись в Италии. В 1909 году из уездной глуши его перевели в Москву, где Усеин Абдурефиевич Боданинский получил должность преподавателя рисования вечерних классов и заведующего учебной мастерской. Эти обязанности он выполнял до 1911 г. и сотрудничал в эти года с Московским архитектурным обществом и Петроградским обществом архитекторов.

С 1911 г. У.А. Боданинский работал в Санкт-Петербурге художником-декоратором, выполнял эскизы интерьеров общественных зданий и частных особняков. Так, в 1910 году он расписывал плафоны в здании Торгового банка, дома Я.В. Ратькова-Рожнова и С.С. Абамелек-Лазарева на Набережной Мойки. В 1916 году, твердо решив вернуться в Крым, Усеин Абдурефиевич Боданинский пытался наладить научные связи столичных памятнико-охранительных организаций с бахчисарайской общественностью. Есть сведения и о том, что в этом году У.А. Боданинский значительную часть времени проводил в Крыму (в Бахчисарае). По воспоминаниям русского и советского тюрколога А. Н. Самойловича (1880–1938):

«До выезда в степь, я провел несколько дней в Бахчисарае, собирая сведения, полезные для предстоящего путешествия. Здесь я познакомился с художником-декоратором из симферопольских татар Боданинским, братом крымско-татарского этнографа А.А. Боданинского и беседовал с ним по вопросам археологического и этнографического изучения Крыма. Боданинский был в то время занят организацией Общества охраны бахчисарайских памятников и Художественно-промышленной школы в Бахчисарае. На даче Боданинского я осмотрел его художественно-этнографическую коллекцию» .

31 марта 1916   г. У. А. Боданинский возглавил созданный по инициативе местных художников, архитекторов и любителей искусства Бахчисарайский отдел (кружок) Петроградского «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины», одной из задач которого было создание в бывшем ханском дворце художественно-исторического музея. Заявление о его создании на имя Таврического губернатора было подано учредителями Бахчисарайского отдела 5 июля 1916 г., однако идея такого музея была воплощена только после Февральской революции 1917 г.

Приказом от 4 октября 1917 года Таврический губернский комиссар Н.Н. Богданов назначил У.А. Боданинского заведующим национальным музеем «Бахчисарайский ханский дворец». В трудные годы непредсказуемых перипетий Гражданской войны, когда в Крыму постоянной стала смена властей, порой полярно противоположной политической ориентации, благодаря усилиям У.А. Боданинского Дворец-музей продолжал экспозиционно-экскурсионную деятельность, сборы коллекций путем пожертвований. Во время деятельности Второго Крымского краевого правительства (ноябрь 1918 – апрель 1919 года) в музее была основана библиотека-архив «для сохранения образцов древней татарской литературы, рукописей, документов».

При образованном после окончательного установления Советской власти в ноябре 1920 года в Симферополе КрымОХРИСе (Крымском отделе по делам музеев и охране памятников искусства, старины, природы и народного быта) было учреждено Ученое Совещание, куда вошли представители Таврического университета (Д.В. Айналов, А.Н. Деревицкий, Н.Л. Эрнст и др.), Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы (Н.Н. Клепинин), Таврической ученой архивной комиссии (А.И. Маркевич), заведующий художественным сектором Я.А. Тугендхольд. В состав Ученого Совещания, как представитель татарского отдела вместе с Абиевым и О.-Н.А. Акчокраклы вошел У.А. Боданинский.

После 1920 г. У.А. Боданинский отказался от участия в политической деятельности, не вступал в ряды Коммунистической партии. При этом он продолжал пользоваться благосклонностью властей как брат героя Гражданской войны и отличный работник. Вскоре У.А. Боданинский был назначен заведующим Бахчисарайским отделением КрымОХРИСа, оставаясь при этом директором Бахчисарайского музея, в состав которого вошли Пещерные города, Коккозский музей и мемориальный музей И. Гаспринского.

В 1922 г. на Первом съезде музейных работников Крыма Усеин Боданинский сделал доклад о памятниках Эски-Юрта и предложил организовать экспедицию по выявлению и собиранию исторических памятников. В период 1922-1923 гг. обследованы ряд объектов археологии, в частности кладбище Кырк-Азизлер, на котором выявлены 30 надгробий XIII-XIV вв., а также дюрбе Мухаммед-шах-бея (Бейюде-Султан) в Азисе.

В октябре 1924 г. сотрудники Бахчисарайского музея У. Боданинский, О. Акчокраклы и А.С. Башкиров, при поддержке КрымОХРИСа и Научной Ассоциации Востоковедения ЦИК СССР произвели археологические раскопки на кладбище Кырк-Азизлер, занимавшем западную часть Эски-Юрта. Просевшие надгробия извлекали, фотографировали и обмеряли, изготавливали эстампажи с орнаментированных деталей и надписей. Исследована была лишь небольшая часть могильника, в течение двух недель раскопаны – один склеп и две грунтовые могилы под монолитными надгробиями. Всего в ходе работ были зафиксированы более тысячи надгробий, около тридцати склепов.

Кроме раскопок на Кырк-Азизлере, У. Боданинским и О. Акчокраклы в 1924 г. произведена рекогносцировка памятников древней золотоордынской столицы – Солхата (Старого Крыма) и намечен перспективный план их изучения Бахчисарайским музеем.  К этим исследованиям ученые приступили уже летом 1925 г. Средства на их организацию выделило правительство Крымской АССР. Финансирование продолжалось до 1929 г. Возглавил экспедицию И.Н. Бороздин, участие принимали А.С. Башкиров, Н.Л. Эрнст, П.И. Голландский. Экспедиция произвела учет всех памятников Старого Крыма и составила генеральный план с нанесением существующих руин древних построек.

Небольшие раскопки были произведены на территории «Караван-сарая» и медресе рядом с мечетью Узбека. В результате были открыты около сотни орнаментированных надгробий с датами XIII-XVII вв. В 1926 г. продолжились раскопки медресе, уточнен его общий план. Кроме того, археологические разведки преподнесли новые данные о городской застройке средневекового города, оборонительной системе со стенами и башнями.

В 1927 г. У.А. Боданинский избран членом-корреспондентом Государственной академии художественных наук, был руководителем Бахчисарайского отделения Российского общества по изучению Крыма, а в 1930 г. избран членом правления этого общества. Кроме того, исследователь являлся членом Таврического общества истории, археологии и этнографии. В 1928 г. Усеин Боданинский продолжил археологические исследования в Старом Крыму на медресе. В результате разведочных работ на территории кладбища на Зеленой площади найден ряд надгробий второй половины XIV–XV вв.

Особое внимание было уделено изучению строительных растворов, обмерам, графической и фотографической фиксации. Было собрано 175 архитектурных и скульптурных фрагментов, использованных населением     вторично, в качестве ступенек, скамеек и т. п., а также 124 монеты, большое количество надгробий и архитектурных фрагментов с надписями            арабской вязью. Кроме того, были обследованы руины древнего сооружения на усадьбе гр. Штаубер, древняя мечеть в деревне Кара-Коз, произведено предварительное обследование древнего   армянского монастыря Сурб-Хач.

В июне 1927 г. Крым сотрясло землетрясение. На следующий же день, 27 июня, У. А. Боданинским в составе специальной комиссии был составлен акт, в котором были подробно перечислены все разрушения, причиненные бедствием Ханскому Дворцу. С 1-го октября 1927 г., под руководством П. И. Голландского и Б. Н. Засыпкина, в течение года были произведены обширные ремонтно-реставрационные работы мечети XVIII в. Ешиль-Джами в Бахчисарае, мавзолеев Эски-Дюрбе, Джанике-Ханым, Хаджи-Гирея Ханского дворца (библиотечного, конюшенного корпуса, кухни, фасадных флигелей и дымовых труб), бань «Сары-Гузель», усадьбы Фирковича на Чуфут-Кале, древних рядов «Кавафлар-Сырасы».

В 1928 г. экспедиция в составе представителя Центральных реставрационных мастерских Б. Н. Засыпкина, У. А. Боданинского, О. Акчокраклы исследовала остатки мечети XIV в. на территории пещерного города Чуфут-Кале, в результате чего был составлен ее подробный план. Кроме того, были открыты водопровод с источником «Хамам-Чокрак» и фундаменты ханского дворца в урочище «Ашлама-Сарайлык» в долине Биюк-Ашлама-Дере под северным обрывом Чуфут-Кале. В 1929 г. экспедиция на Чуфут-Кале была продолжена. Ее основной состав был расширен за счет практиканта Б. Муратова и стажеров Е. В. Веймарна, В. Н. Чепелева, выполнивших инструментально-топографическую съемку всего городища, а также 7 рабочих во главе с сотрудником по охране памятников Чуфут-Кале Дубинским. В результате были закончены раскопки мечети, в процессе которых найдено множество архитектурных деталей, позволяющих частично реконструировать здание. Важной находкой стали находки мраморных византийских капителей V в. н. э. и архитектурной детали с изображением византийского креста в руинах фонтана у текие Газы-Мансура.

В 1933 г. У. А. Боданинский по согласованию с Государственной Академией истории материальной культуры им. Н. Я. Марра занимался раскопками башни Кыз-Куле, а также исследовал небольшую часовню и пять вырубных гробниц к востоку от нее. Работы проводились в рамках Эски-Керменской экспедиции ГАИМК под руководством Н. И. Репникова, Ф. И. Шмита и В. И. Равдоникаса. Этим работам У. А. Боданинский посвятил свою последнюю статью, опубликованную в 1935 г.

У. А. Боданинский был всесторонне развитым человеком, применяя свои способности в различных сферах жизнедеятельности. Будучи автором более 20 работ, посвященных проблемам истории, археологии и этнографии крымских татар, краеведения и охраны памятников, опубликованных им, начиная с 1916 г., в 1934 г. он планировал издать в свой перевод книги Э. Челеби «Путешествие в Крым», готовил к изданию 75 документов из кадыаскерских книг времени Крымского ханства с географическим и предметным указателем.

Будучи членом Союза драматических и музыкальных писателей, У. А. Боданинский участвовал в создании нескольких кинолент, в частности был художником-консультантом первых художественных и документальных фильмов из жизни крымских татар «Алим» (реж. Г. Тасин, 1926), «Ешиль-Ада» (1925-1926 гг.).

В 1934 г., в отчетном докладе на 17-й областной партийной конференции, к которой У. А. Боданинским была подготовлена выставка, было указано, что в экспозициях Бахчисарайского музея «неуместно демонстрируется противопоставление выборных основ Курултая с тогдашними методами Военно-революционных комитетов». В подаче материала был усмотрен «националистический уклон». Несмотря на то, что У. Боданинский был готов заменить указанный стенд, согласно приказу Наркомпроса Крымской АССР, он был уволен с занимаемой должности.

В марте У. А. Боданинский передал дела новому директору Б. И. Файкову и некоторое время жил на территории дворца, затем у бывшего вахтера П. Ф. Гонтаренко, преподавал, работал художником-оформителем. Вскоре У. А. Боданинский вместе с женой А.Н. Фоминой переезжает в Москву, где выполняет различные декоративные работы на столичных стройках, а позже по вызову уезжает в Тбилиси, где в качестве рядового декоратора занимается оформлением Института Маркса, Энгельса, Ленина.

В 1937 г. У. А. Боданинский был арестован. Ему было предъявлено обвинение в том, что он с 1918 г. являлся агентом иностранной разведки, был одним из «активных участников контрреволюционной миллифирковской организации в Крыму, вел среди татарского населения пропаганду миллифирковских идей». Ученый был осужден и расстрелян в Симферополе 17 апреля 1938 г. по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР. Вместе с У. А. Боданинским было расстреляно еще 16 деятелей науки и культуры Крымской АССР.

Список литературы
Волошинов А.А. Боданинский Усеин Абдурефиевич // МИРАС - НАСЛЕДИЕ. Монография. В 3-х томах. Ответственные редакторы С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Казань, 2016. С. 113-128.
Мусаева У.К. Боданинский Усеин Абдурефиевич и сохранение историко-культурного наследия Бахчисарая... // Частные миры Великой русской революции. Сборник научных трудов (на русском и татарском языках). под общ. ред. Л.Р. Габдрафиковой. 2017. С. 127-134.