Отто Николаевич Бадер - человек, ставший легендой российской археологии. Он считается основателем Пермской археологической школы. Но размах его деятельности и заслуги перед наукой поражают. Ученый открыл и исследовал сотни археологических памятников в Подмосковье, Верхнем и Среднем Поволжье, Крыму, Прикамье, Приуралье, руководил работой крупных археологических экспедиций — на канале Москва-Волга, Азовско-Чёрноморской, Камской, Воткинской, Нижнекамской. Написал множество специальных и популярных книг и статей, в том числе 12 монографий, разработал периодизацию каменного, бронзового и раннего железного века Урала. Автор оригинальной методики полевых исследований, сторонник комплексного подхода к исследованию данных естественных и гуманитарных наук, принял участие в формировании методики, методологии и тематики современной археологии, музееведения и палеоантропологии.
В деятельности О.Н. Бадера можно условно выделить несколько «граней» для того, чтобы понять, каким образом человек мог успеть сделать так много в течение одной жизни. Он работал в романтический период развития науки, во время ярких археологических открытий и накопления археологического материала. Но кроме романтики научных открытий приходилось сталкиваться с трудностями и проблемами: финансовыми, кадровыми, организационными, приходилось доказывать необходимость археологических исследований - объяснять и просвещать, и не только заниматься непосредственно научной деятельностью, но и создавать инфраструктуру науки, обеспечивать охрану культурного наследия.
Отто Николаевич Бадер родился 29 июня 1903 года в с. Александровское Гадячского уезда Полтавской губернии. Окончил гимназию в г. Белый (Смоленской губ.). Здесь он организовал первое в городе краеведческое общество, которое представлял на Первом Всероссийском съезде краеведения в 1924 году
В 1922-1926 годах О.Н. Бадер учился на археологическом отделении факультета общественных наук МГУ, в это же время на кафедре антропологии изучал антропологию, палеоэтнологию, этнографию, участвовал в археологическом кружке, который вел В.А. Городцов. Среди его учителей были выдающиеся исследователи Д.Н. Анучин, В.А. Городцов, В.В. Бунак, Б.А. Куфтин, Б.С. Жуков. О.Н. Бадер принимал участие в археологических полевых исследованиях под руководством В.А. Городцова, и в экспедициях, возглавлявшихся Б.С. Жуковым (исследования Льяловской стоянки и неолитических стоянок у села Большое Козино около г. Горького). Уже с 1924 г. О.Н. Бадер заведовал археологическим отделом Музея центральной промышленной области в Москве.
С 1927 по 1930 годы исследователь работал специалистом-археологом в музейном отделе Главнауки Наркомата просвещения, и участвовал в создании археологических разделов многих областных музеев. С 1926 по 1941 годы О.Н. Бадер — научный сотрудник, а с 1931 года - ученый секретарь Института и Музея антропологии МГУ, ученый секретарь «Антропологического журнала». Одновременно в 1933-1941 годах - научный сотрудник, а с 1937 года - ученый секретарь Московского отделения ГАИМК (Государственной академии истории материальной культуры).
В 1930-е годы под руководством О.Н. Бадера работали многолетние Окская и Чувашская экспедиции Института антропологии МГУ, собравшие большой материал по эпохе бронзы. Крупнейшими были раскопки Балановского могильника, который дал название выделенной впоследствии О.Н. Бадером и М.В. Воеводским культуре эпохи бронзы. Производились также раскопки Поздняковского поселения позднебронзового времени на Оке, по которому выделена поздняковская культура, исследованы мезолитические и неолитические поселения на Верхней Волге.
Важное место в научной биографии О.Н. Бадера занимают работы в Северном Причерноморье, первоначально под руководством Б.С. Жукова, а потом самостоятельные. В Крыму им были обследованы более 100 стоянок и местонахождений с каменными орудиями на центральных и восточных Яйлах первой гряды Крымских гор. Всего за 4 года было обследовано около 600 гротов и навесов над скалами. О.Н. Бадер изучал также наскальную живопись Каменной Могилы в Приазовье. Проведенные им исследования петроглифов создали прочную базу для изучения локальных форм древнего искусства и культов. Одновременно он работал в Комиссии по истории Москвы и проводил археологические исследования в Москве и Московской области.
В 1937 году О.Н. Бадеру по совокупности работ было присвоено звание кандидата исторических наук. В первые дни Великой Отечественной войны О.Н. Бадер ушел на фронт в составе ополчения МГУ. Но в конце 1941 года по национальному признаку, как и другие этнические немцы, он был отозван с фронта. Затем находился в стройармии в г. Нижнем Тагиле.
В 1944 – 1946 годах О.Н. Бадер работал в Тагильском краеведческом музее. Он открыл в окрестностях Нижнего Тагила ряд археологических памятников, организовал краеведческое общество, провел раскопки в палеолитическом гроте на Медведь-Камне, на неолитической стоянке на Полуденке и на Ермаковом городище. На основе этих работ им была составлена археологическая карта Тагильского края, и основан археологический отдел в экспозиции Тагильского музея. Тогда же О.Н. Бадер начал раскопки Островской палеолитической стоянки.
За 9 лет работы в Пермском университете О.Н. Бадер основал пермскую школу археологов и создал Камскую археологическую экспедицию ПГУ, которая работала под его руководством в зоне строительства Камской гидроэлектростанции. Им была исследована палеолитическая стоянка им. Талицкого, даны характеристика и периодизация культуры мезолита, неолита и бронзового века Прикамья, исследован Турбинский могильник и выделена сейминско-турбинская культура.
В 1955 году О.Н. Бадер вернулся в Москву, в Институт археологии РАН, заведовал камеральной лабораторией Института, а потом исполнял обязанности заведующего сектором неолита и бронзы. Им были возобновлены полевые исследования в Волго-Окском междуречье и продолжена разработка тем первобытной истории Урала и Поволжья. Вплоть до 1958 году он продолжал руководить Камской археологической экспедицией, собирал выпуски «Трудов» экспедиции и ежегодные отчеты о ее работах. В 1959 – 1960 годах О.Н. Бадер возглавил новую большую новостроечную экспедицию на Каме – Воткинскую. Благодаря его энергии были опубликованы два тома иллюстрированных отчетов экспедиции.
С 1968 году О.Н. Бадер возглавил новостроечную Нижнекамскую экспедицию. С 1956 году О.Н. Бадер совместно с Геологическим институтом АН СССР и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником вел раскопки на получившей всемирную известность палеолитической стоянке Сунгирь близ г. Владимира. Исследование этого памятника обогатило науку исключительно интересными данными по палеолитической культуре и палеоантропологии Русской равнины, а также уникальными сведениями о палеолитическом костюме, который реконструирован по находкам в двух обнаруженных на стоянке могилах.
В 1964 году О.Н. Бадер окончил написание диссертации «Древнейшая история Прикамья», и получил степень доктора исторических наук, причем, как и раньше, по совокупности работ. В диссертации им был обобщен огромный материал от заселения Урала человеком до начала железного века. В 1960 – 1970-х годах О.Н. Бадер вел разведки пещер Среднего и Южного Урала и раскопки пещерных стоянок. Особый интерес представляют его исследования пещеры Шульган-Таш (Каповой) в Башкирии с настенными палеолитическими росписями, выполненными красной охрой. Изображения Каповой пещеры, по количеству и качеству сравнимые с лучшими образцами пещерной живописи Западной Европы, дают неоценимый материал для изучения проблем первобытного искусства и творчества.
Теоретик, методолог. Отто Бадер был не только талантливым полевым исследователем, его «археологическое чутье» базировалось на эрудиции и подлинном интересе к науке. Еще во время учебы в университете он посещал лекции по антропологии, палеоэтнологии и этнографии на кафедре антропологии физико-математического факультета МГУ, что дало ему возможность впоследствии использовать междисциплинарный подход. Он исследовал памятники палеолита, мезолита, неолита, бронзы, раннего железного века, средневековья, те, которые было необходимо, поскольку специалистов не хватало. Не смотря на такой широкий хронологический разброс и просто удивительную насыщенность рабочего графика, О.Н. Бадер интересовался проблемами других наук и искал точки пересечения и возможности междисциплинарного подхода. Использование антропологии, этнографии, геологии и других естественных наук в археологических исследованиях стало характерной особенностью всей научной деятельности О.Н. Бадера. Как теоретик науки О.Н. Бадер проявил себя уже в начале 1920-х гг., когда им была разработана и опубликована, как приложение к открытым листам, инструкция по методике проведение археологических разведок.
Разрабатывал он и методику учета археологических памятников и составления археологических карт, изучал проблемы антропогенеза, пытаясь проследить переход от неандертальца к человеку современного типа на территории Восточной Европы, разрабатывал периодизацию Крымского мустье и мезолита, определяя специфику материальной культуры древнего населения. Он не участвовал в теоретических дискуссиях 1930-х гг., по-видимому, считая, что для широких обобщений не хватает источниковой базы, расширяя которую, он занимался практической работой с источниками и их публикацией.
В 1950 г. О.Н. Бадер издал первое практическое руководство по археологии для пермского региона - «Археологические памятники Прикамья и их научное выявление», в котором разъяснялись методологические принципы и задачи отечественной археологии, описывалась методика выявления и фиксации археологических памятников. Исследования О.Н. Бадера на Урале и в Прикамье оказались очень значительными в теоретическом плане. Наличие сибирских черт в материалах стоянки им. Талицкого ему удалось связать с палеографической обстановкой, сложившейся во время второй половины плейстоцена, когда надвигавшиеся с севера материковые льды и трансгрессии Каспия на юге отделили Урал и значительную часть Поволжья от Европейской части, оставив их открытыми влиянию Сибири. О.Н. Бадер впервые ввел в научный оборот понятие уральского мезолита как своеобразной культуры, связанной по перечню признаков с Прикаспием и Кавказом
Огромная заслуга О.Н. Бадера заключается в том, что он был одним из первых, кто начал охранные раскопки в зонах строительства каналов, гидростанций и водохранилищ. В течение всей своей научной карьеры О.Н. Бадер входил в состав разных научных комиссий, занимался организацией экспедиций, конференций, редактированием и изданием научных и научно-популярных журналов и книг. Научную деятельность О.Н. Бадера всегда сопровождала педагогическая работа.
Отто Николаевич Бадер – фигура во многом знаковая в отечественной археологии XX в. Безусловно, он принадлежит к числу ее выдающихся представителей, к когорте “последних из могикан” с присущей для них поистине бескрайней хронологической и тематической “всеядностью”. В его личной судьбе и творческом пути переплелись все перипетии развития советской археологии 1920 – 1970-х годов с ее положительными и отрицательными чертами. Вклад О.Н. Бадера в развитие археологии каменного, медного и бронзового веков Восточной Европы поистине огромен. Многое из того, что он не успел довершить, реализуется ныне его учениками