Крым и его история оказались вплетены в судьбы многих отечественных ученых и подвижников науки. Они либо непосредственно были вовлечены в изучение прошлого полуострова, либо черпали здесь силы и вдохновение для новых открытий в самых разных сферах. Для кого-то Крым оставался пусть и кратким, но приятным воспоминанием, а для кого-то становился краеугольным камнем будущих свершений. Одним из них был Дмитрий Власьевич Айналов – выдающийся историк-византинист, искусствовед, член Русского и Московского археологических обществ, внесший серьезный вклад в изучение античного и средневекового Крыма.
Родился Дмитрий Власьевич 8 сентября 1862 года в г. Мариуполе Екатеринославской губернии в купеческой семье. Его предки были греками, переселившимися из Крыма в XVIII веке. Возможно именно этнические корни предопределили в дальнейшем дело его жизни – изучение эллинистического и византийского искусства.
После смерти отца в 1876 г. воспитанием Дмитрия и еще троих детей занималась мать. Она дала детям прекрасное образование. Мир искусства оказался близок мальчику с раннего детства. Его способности к рисованию были замечены родственниками и в семье старались создать благоприятные условия для их развития. В 1884 г. он закончил мариупольскую классическую гимназию и в августе того же года поступил в Новороссийский университет в Одессе на историческое отделение историко-филологического факультета. Одновременно с ним в университет поступил другой, в будущем известный, археолог и искусствовед Егор Кузьмич Редин (1863-1908 гг.). Вместе они специализировались у выдающегося русского археолога Н. П. Кондакова (1844-1925 гг.).
Он поручил им заняться изучением живописи Киевского Софийского собора, для чего в 1886 г. их, при содействии своего учителя, отправили специальную командировку в Киев от Императорского русского археологического общества. Результаты их работы были опубликованы в 1889 году в Санкт-Петербурге и удостоены золотой медали Новороссийского университета.
В 1888 г. Дмитрий Айналов закончил университет и был прикомандирован к Петербургскому университету на два года для приготовления к профессорскому званию по теории и истории искусств без стипендии. Одновременно с занятиями в университете Дмитрий Власьевич активно сотрудничал с Русским археологическим обществом, а в январе 1890 г. принимал участие в работе VIII археологического съезда в Москве. Летом того же года в жизни ученого происходит важное событие – командировка на юг России. Еще в мае он направил в Императорскую Археологическую Комиссию прошение о предоставлении субсидии для исследования древностей Херсонеса.
Дмитрий Власьевич планировал изучить на месте результаты раскопок и осуществить графическую фиксацию новых памятников. Такая практика была характерна для Комиссии в конце XIX – начале XX в. Она финансово и административно поддерживала ученых, которые планировали собственные археологические исследования. Так, Комиссия поручила Дмитрию Айналову произвести обследования древностей не только Херсонеса, но и ряда объектов в Киеве, выделив на все 300 рублей.
В Херсонесе, по предписанию, он должен был составить описание и выполнить классификацию мраморных архитектурных фрагментов. Составленный Д. В. Айналовым отчет интересен тем, что содержит данные о состоянии городища и условиях хранения архитектурных деталей, а также оценку перспектив раскопок памятника. Он отмечал наличие отвалов раскопок прежних лет, существенно затруднявших изучение новых участков. Также серьезные проблемы для сохранности комплекса представляли постоянные обрушения берега и деятельность «охотников за артефактами». Д. В. Айналов указывал в отчете на небрежное хранение архитектурных деталей: «Вообще мраморы за недостатком места разбросаны по местам раскопок и ждут системы и пометок, а также выбора из общей массы наиболее замечательных фрагментов».
Особого внимания заслуживает оценка Д. В. Айналовым перспективы раскопок Херсонеса. Ученый предложил внести существенные коррективы в концепцию раскопок, отказавшись от активного изучения центральной части городища. По его мнению, систематические исследования, учитывающие особенности охраны памятника, следовало вести в западной части и в районе Карантинной бухты.
Результаты работы Д. В. Айналова были доведены до сведения руководителя раскопок в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича (1847-1907 гг.) и вызвали его резкую критику.
В своем рапорте, Карл Казимирович, категорически отвергал отсутствие плана раскопок и указал на ошибочность суждений Д. В. Айналова о топографии древнего города и интерпретации ряда объектов. Тем не менее, конфликт между двумя учеными не получил дальнейшего развития. К. К. Косцюшко-Валюжинич не стал препятствовать работе Д.В. Айналова в Херсонесе и всячески оказывал содействие в сборе материала для серии публикаций, посвященных христианским памятникам.
В августе 1890 года Дмитрий Власьевич был назначен приват-доцентом Казанского университета по кафедре теории и истории искусств. В следующем году университет командировал его за границу для изучения памятников византийского и древнехристианского искусства и подготовки магистерской диссертации.
В 1903 г. он стал ординарным профессором Петербургского университета. В это время он продолжал заниматься и памятниками Херсонеса Таврического. В 1904 г. по поручению Московского археологического общества и лично председателя графини П. С. Уваровой (1840-1924 гг.) он ездил в Херсонес для изучения его памятников.
Итогом этой и последующих командировок стал выход трудов, посвященных памятникам христианского Херсонеса. Первый выпуск, озаглавленный «Развалины храмов» представляет собой свод всех данных, которые были известны ко времени публикации, о храмах Херсона.
Бурные события первых десятилетий ХХ века Дмитрий Власьевич встретил в статусе члена-корреспондента Академии наук по отделению русского языка и словесности, а также… вынужденным прерыванием зарубежных командировок и тяжелой болезнью. Лишения, вызванные Революцией и Гражданской войной, снова привели его в Крым. В августе 1919 года Д.В. Айналов был утвержден в должности заслуженного ординарного профессора кафедры теории и истории искусства Таврического университета. Здесь он читал лекции и занимался организацией музея искусств и древностей при университете, здесь он встретил приход Советской власти. В 1920-1930-е гг. его деятельность была связана с Петроградом-Ленинградом. Д.В. Айналов поступил на службу в Эрмитаж, читал лекции в Институте истории искусств, состоял действительным членом Государственной Академии истории материальной культуры, руководя разрядом западноевропейского и византийского искусства.
Вследствие ухудшения состояния здоровья Дмитрий Власьевич вышел на пенсию, однако это не помешало ему оставаться высоким авторитетом в научной среде. Скончался Д.В. Айналов 12 декабря 1939 г. и был похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.
Д.В. Айналов одним из первых обратился к эллинистическому Востоку как источнику и основе византийского искусства. Его магистерская диссертация «Мозаики IV и V веков: Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства», защищенная в 1895 г., была посвящена проблеме происхождения византийского искусства. Дальнейшее развитие эта тема получила в уже в его докторской диссертации «Эллинистические основы византийского искусства» 1900 года, где он смог убедительно показать, как ранневизантийское искусство соединило в себе особенности классического античного наследия и влияния восточных традиций.В отношении же классической археологии его научные работы по истории и архитектуре памятников Крыма, прежде всего Херсонеса, явились серьезным вкладом в изучение древностей Крымского полуострова.