Уже в ранний период греческой истории змее отводилось видное место в системе религиозных представлений. В более позднее время она становится одним из самых распространенных религиозных символов у народов Средиземноморья. Ее изображение было излюбленным мотивом украшений из драгоценных металлов и браслетов. Змея мыслилась воплощением души предка, хранителем его потомства, их семей и дома. Известно, что священная змея, жившая в святилище на Акрополе, считалась хранительницей Афинского государства. Древние видели в ней образ умершего. Овидий, например, писал, что после разложения тела в могиле спинной мозг превращается в змею. Изображение змея считалось действенным оберегом. Учитывая популярность культа змеи в Греции, преобладание в нем хтонических элементов позволяет видеть в браслетах с окончаниями в виде змеиных головок не только украшения, но и предметы, связанные с определенными религиозными представлениями.
Эти браслеты типичны для погребений поздних скифов Крыма. Существует множество теорий о проникновении их в Крым, а именно – с Кавказа, с Балкан, с Трансильвании. Они были широко распространены от Восточной Европы до Средней Азии. Такие браслеты были найдены в погребениях кизил-кобинской культуры (могила 16 из Дружного-2) и в захоронениях в каменных ящиках (погребение 2 в кургане II у с. Астанино).
В IV-III вв. до н. э. браслеты со змеиными головками встречаются и в степной группе скифских памятников. На Нижнем Дону в V-III вв. до н. э. бытуют довольно массивные бронзовые и железные браслеты, один из концов которых оформлен в виде стилизованной змеиной головы с выделенными глазами и ртом. С IV в. до н. э. в скифском ювелирном уборе распространяются спиральные и пластинчатые браслеты, среди которых так же встречаются и орнаментированные змеиными головками. Кроме браслетов змеиными головками иногда украшали и многовитковые спиральные перстни. В виде толстого объемного шнура плетен и золотой браслет с наконечниками в виде змеиных головок, найденный в четвертом Семибратнем кургане на Тамани.
Браслеты с окончаниями в виде змеиных головок были рассматриваемы Татьяной Николаевной Высотской, Татьяной Михайловной Арсеньевой, Виталием Михайловичем Зубарем, Натальей Алексеевной Богдановой, Ириной Ивановной Гущиной и др.
Были созданы и типологии этих браслетов. Так Эраст Алексеевич Сымонович выделял браслеты со сходящими концами, с заходящими один за другой концами, многовитковые браслеты. Но все это не помогает в датировке комплексов, где были найдены браслеты, т.к. исследователи не ставили перед собой задачи выделения узких хронологических групп.
Для датировки погребальных комплексов позднескифской культуры при помощи браслетов с зооморфными окончаниями А. А. Труфанов в своей статье «К вопросу о хронологии браслетов с зооморфными окончаниями (по материалам крымских могильников позднескифского времени)» предлагает свою типологию. Всего для этой цели было изучено 105 браслетов, найденных в ходе исследования Усть-Альминского, Битакского, Перевальненского некрополей. Данные были дополнены аналогиями и изделиями из прочих могильников – Неаполя, Кольчугино, Заветного, Бельбека IV, Скалистого III, Ново-Отрадного, Золотого и Семеновки.
За типообразующие признаки приняты: форма браслета, сечение корпуса, форма и сечение окончаний, особенности орнаментации. В качестве материала предположительно использовались медь и латунь. О месте производства данных не сохранилось.
Итак, I тип браслетов – многовитковые круглопровочные с окончаниями в виде змеиных головок. Сюда же отнесены браслеты большого диаметра с заходящими друг за друга концами, только один из которых оформлен в виде змеиной головки. Браслеты этого типа известны по материалам скифских комплексов V-III вв. до н.э. А. А. Труфанов разделяет эти браслеты на два варианта.
Вариант I-A – змеиные головки сделаны путем расплющивания проволочных окончаний. Они небольшие, имеют сглаженные очертания и декорированы прямыми врезными линиями. Датируются 2-й пол. II – 1-й пол. I в. до н.э.
Вариант I-Б – окончания расклепаны в виде подтреугольных змеиных головок, украшенных насечками. Корпус у основания окончаний орнаментован рубчиками. Датируются I в. до н.э.
Тип II – одновитковые круглопроволочные браслеты со змеевидными окончаниями, сочетающими особенности оформления изделий I типа с одновитковой конструкцией.
Вариант II-A – окончания расплющены, имеют сглаженные очертания и орнаментированы врезными прямыми короткими линиями. Небрежность выполнения окончаний браслета может свидетельствовать о мастере-любителе. Датируются 2-й пол. I в. до н.э. – 1-й пол. I в. н.э.
Вариант II-Б – окончания расклепаны ввиде ромбов или имеют подтреугольные очертания. Отличительная особенность – наличие рубчиков на корпусе у основания окончаний. Это сближает с изделиями варианта I-Б. Окончания орнаментированы насечками или фестонами. Датируются – I в. до н.э.
Тип III – одновитковые круглопроволочные браслеты с зооморфными окончаниями сглаженных очертаний, овальными в сечении. Орнамент – разные линии прямые или циркулярные, или вообще без них. Подчеркнуто изображение глазков. Датируются– I в. н.э.
Тип IV – одновитковые круглопроволочные браслеты, окончания которых, уплощенные в сечении, оформлены в виде стилизованных змеиных головок, орнаментированных врезными крестами и поперечными прямыми линиями. Датируются рубеж I – II в. н.э.
Тип V – одновитковые браслеты, окончания которых оформлены в виде трапециевидных змеиных головок и подпрямоугольны в сечении. Орнаментация – выделенные двойными циркулярными врезными линиями глазки и разделяющая их продольная врезная или пуансонная линия. Корпус некоторых браслетов украшен циркульным орнаментом. Датируются кон. 1-й пол. I – кон. 2-й пол. II в. н.э.
Тип VI – одновитковые браслеты с ромбовидными, расплющенными пластинчатыми окончаниями. Наиболее распространенные.
Вариант VI-А – «змеиные глаза» выделены врезными двойными циркулярными линиями и разделены по оси линейным орнаментом из коротких насечек или пуансонов. Датируются II – нач.III в. н.э.
Вариант VI-Б – использование в оформлении окончаний исключительно пуансонного орнамента: в этой технике выполнены очертания «змеиных глаз». Датируются 2-й пол. II – сер. III в. н.э.
Вариант VI-В – «змеиные глаза» выделены врезными циркульными линиями, края окончаний украшены широкими поперечными насечками. Датируются 1-й пол. III в. н.э.
Также необходимо упомянуть о найденных в Херсонесе бронзовых и серебряных круглопроволочных браслетах с уплощенными концами в виде стилизованных змеиных головок, подчеркнутых формой окончаний браслетов, или их моделировкой.
Среди браслетов с окончаниями в виде змеиных головок особо стоят два серебряных браслета из склепа, открытого в 1968 г. по ул. II. Островского. Изготовлены из серебряной проволоки, один конец которой сильно расплющен и сделан в форме головы змеи. Врезной орнамент подчеркивает глаза и изгиб шеи пресмыкающегося. Поверхность украшена насечками имитирующими шкуру. Второй конец заострен и напоминает хвост животного. В Херсонесе подобные браслеты появляются в I в. н. э. и встречаются в погребениях вплоть до IV в. н. э.. Браслеты, сделанные из витой проволоки с различного рода окончаниями.
Описанные браслеты в античных некрополях Северного Причерноморья датируются I—III вв. н. э. В Юго-Западном Крыму в некоторых могильниках они составляют до 60% всех известных украшений этого типа. По мнению Т. Н. Высотской, они попадают в Крым с запада. Ареал украшений такого типа чрезвычайно широк. Более раннего времени они встречены на Кавказе, в Греции и особенно часто в Македонии. В первые века н. э. аналогичные браслеты помимо Северного Причерноморья известны в могильниках на территории Румынии, Венгрии, Югославии, Германии, Италии, Австрии Некоторые исследователи утверждают, что эти украшения связаны с культом змеи, проникшим в Крым с Кавказа и Балканского п-ова и укоренившимся среди местного населения. Однако с ней согласиться трудно, так как почитание змеи в Херсонесе нельзя рассматривать как простое заимствование в отрыве от идеологии и верований греческого населения города.
Таким образом, из всего набора звериных образов (грифоны, львы, змеи, драконы, бараны, кабаны, птицы), присутствовавших на украшениях, только эти образы античного «Бестиария» активно использовались ювелирами и в последующее время.