
Керченская земля богата яркими и интересными находками, пополняющими экспозиции отечественных музеев. Большая коллекция предметов, найденных здесь, хранится в фондах Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Часть этого собрания составляют находки из раскопок, проводившихся в Керчи в конце XIX века. В это время здесь был открыт и исследован т.н. склеп Каллисфена, а в нем была найдена одна примечательная вещица – золотая налобная пластина-табличка с посвятительной надписью, на которой стоит остановиться отдельно.
Но сначала приведем выдержки из текста отчета о раскопках, проведенных Карлом Думбергом, заведующим Керченским музеем древностей, на северном склоне горы Митридат в апреле 1894 года:
«…в саду мещанина Абдуль-Керима случайно был открыт каменный, облицованный плитами склеп, заключавший в себе два погребения – мужское и женское... В длину и ширину склеп имеет по 4 аршина. Погребенные лежали в деревянных саркофагах, помещенных в каменных гробах. При мужском костяке найдены: 22 золотых листка, частью на деревянном ободке‚ золотая пластинка с греческой надписью…, золотой перстень украшенный аметистовым камнем…, железные меч и кинжал, 2 золотые индикации, железные удила и много помятых золотых листочков. Вне саркофага находились: средняя часть железного щита с рельефным изображением, 2 железных кружка с наложенными на них выпуклыми золотыми бляхами, 26 бронзовых и глиняных бляшки-розетки, покрытых некогда серебряными позолоченными листками, 2 бронзовых стригиля, халцедоновый кружок от эфеса меча, изящная бронзовая вилочка, стеклянный сосуд необычной формы, 3 стеклянных бальзамария, глиняная лампочка и стеклянная посуда. В женском погребении оказались: погребальный убор из золотых листков, мелкие золотые шейные украшения, пара золотых сережек, пластинчатых с подвесками, 2 тонких золотых браслета с выбитыми на них лавровыми листами и ягодками, золотой перстень с камнем, бронзовое зеркало с изображением граций, а вне саркофага: кабаний клык с изображением головы птицы, стеклянный графин, много помятых золотых листков…»
Табличка из мужского погребения представляла собой т.н. tabula ansata или «табличку с ручками», края которой были оформлены в виде «ласточкиных хвостов» - широко распространенный типы «вотивных» или посвятительных надписей на территории Римской империи в первые века н.э.
Tabula ansata из Керчи была вырезана из тонкой золотой пластинки и имела квадратную форму с треугольными выступами по боковым сторонам – «ласточкиными хвостами». Края таблички, включая и выступы, были украшены орнаментом из мелких точек, выбитых с оборотной стороны пластинки одна возле другой. На треугольных выступах изображены листки плюща, свисающие книзу на тонком черенке. Они выполнены контурными линиями, чеканенными, как и обрамление, тоже с оборотной стороны.
Надпись на табличке гласит:
Доброй судьбе. Общество фиасотов награждает Юлия Каллисфена, парафилагата, венком пожизненно, чести ради
Общества фиасотов или фиасы в эпоху античности представляли собой небольшие частные или религиозные территориальные объединения граждан полиса для совместных жертвоприношений богам и решения разных житейских вопросов. Некий Юлий Каллисфен, видимо, был членом подобного общества и занимал пост парафилагата, помощника филагата – человека, проверявшего моральные достоинства лиц, вступающих в религиозный союз.
Из надписи следует, что в Пантикапее существовала практика почетного награждения членов частных сообществ венком для пожизненного ношения. Она, видимо, воспроизводит формулировку из почетного диплома или посвятительной надписи на дарственном венке, или какого-то другого официального постановления общества фиасотов. Остается вопрос, изготовлена была золотая пластина еще при жизни Каллисфена или же она специально сделана для погребального убора умершего? Исследователями была отмечена некоторая небрежность в исполнении надписи (неравномерное расположение текста и букв, пропуск целой строки), которая может указывать на поспешность ее изготовления вскоре после смерти Каллисфена.
Относительно датировки самого склепа существуют различные версии, которые, однако, не выходят за пределы I-II вв. н.э. Тем не менее, найденная в нем tabula ansata– уникальная для Северного Причерноморья находка, позволяющая расширить представления о социальной структуре Боспорского царства и проследить организацию и функции сообществ-фиасов в эпоху античности.
Богатое захоронение Юлия Каллисфена и, вероятно, его жены свидетельствует о принадлежности их к обеспеченному слою жителей боспорской столицы, пантикапейской знати, обладающему высоким статусом и уровнем благосостояния. Кроме того, Каллисфен, видимо, обладал и римским гражданством (на что указывает родовое имя или nomen – Юлий, а также обладание статусным золотым перстнем с аметистовой геммой с изображением римского императора Клавдия), которое он мог получить в результате службы в качестве офицера в римской армии.