Янтарные восьмерковидные (грибовидные) подвески – распространенный вид украшения, пользовавшийся популярностью у народов, проживавших в Центральной, Северной, Восточной Европе в Позднеримский период. Подвески были обнаружены в захоронениях, датируемых 220/230 гг. – 450-460 гг. Представляют они собой янтарные бусы восьмерковидной или грибовидной формы, нанизанные на нить или проволоку. Исследователь М. Тепельман-Мончиньская выделила несколько типов подвесок. Основой для их классификации стало оформление верхней части (головки) подвески. Так было выделено 2 типа: с сужающейся головкой и с профилированной головкой.
В Крыму они также достаточно сильно распространены. Принято считать, что из восточногерманских земель данный тип украшений попал в Восточную Европу, а уже оттуда на Крымский полуостров. Янтарные восьмерковидные подвески характерны также для черняховской культуры. Большинство подвесок такого типо было обнаружено в захоронениях, датируемых II-IV вв. Это может свидетельствовать о том, что именно под воздействием представителей черняховской культуры восьмерковидные подвески были массово распространены в Крыму. При этом нужно помнить, что такие подвески были распространены по всей Европе, и утверждать, что под влиянием только черняховской культуры они попали в Крым, было бы не справедливо. Кроме этого, некоторые украшения данного типа датируются более ранним периодом, чем они появились на территории современной Украины. Однако это скорее исключение.
Большая часть янтарных восьмерковидных подвесок в Крыму датируется II – IV вв. н.э. Они были найдены на могильниках Нейзац, Дружной, Совхозной 10, Суворово, Килен-Балка и др. Однако, обнаруженные в Усть-Альминском могильнике, в захоронении, датируемом I в. н.э., 3 восьмерковидных подвески является исключением из правил. Это вновь подвергает сомнению теорию проникновению восьмерковидных подвесок в Крым. Эти подвески датируются значительно более ранним период по сравнению с германскими. Некоторые исследователи утверждают, что родиной восьмерковидных подвесок является Северное побережье Адриатики. Однако большая часть украшений этого типа датируются в Крыму III-IV вв. н.э. Интерес представляет погребальный комплекс в скалистом, где обнаруженные восьмерковидные подвески датируются второй половиной IV в. – начале V в. В целом восьмерковидные подвески характерны для памятников Центрального и Юго-Западного Крыма. В захоронении Херсонеса, датируемом I-II вв. также был обнаружен ряд янтарных восьмерковидных подвесок.
Всего, исследователем А.А. Стояновой, в Крыму было учтено 280 янтарных восьмерковидных подвесок. Большая их часть была обнаружено в могильниках Совхоз 10 и Нейзац: более сотни и 53 – соответственно. Также украшения такого типа были обнаружены в следующих памятниках позднеримского времени и эпохи Великого переселения народов: Инкерман, Чернороечье, Херсонес, Фанагория, Пантикапей, а также могильнике Килен-балка на Гераклейском полуострове. Чаще всего в упомянутых памятниках янтарные восьмерковидные подвески сопровождали умерших в мир иной в склепах или подбойных могилах. Для Нейзаца восьмерковидные подвески также характерны для погребений в склепах, реже в подбойных могилах. В некрополе недалеко от с. Дружное (Симферопольский район) были обнаружены грибовидные подвески, которые часто сопровождают детские погребения. Эти бусы обычно рассмартиваются, как свидетельтсво контактов крымских алан с германцами. В общем в Юго-Западном Крыму III-IV вв. подвески чаще всего сопровождали детей в мир иной.
Интересно, что подобные янтарные восьмерковидные подвески были обнаружены в захоронениях на Кавказе: современных Южном Дагестане, Черкесии, Абхазии. Вероятнее всего они попали туда через степи Северного Причерноморья. Интересно, что этот тип украшений очень быстро распространялся по территории Европы и за ее пределами.
Богатый инвентарь вместе с подвесками, в частности украшения полихромного стиля, свидетельствует о статусности украшения отражая принадлежность его владельца к высшим слоям общества.