
В сентябре 1927 года на базе Херсонесского музея состоялась Вторая всесоюзная конференция археологов СССР. Наряду с обсуждением важнейших проблем и перспектив развития отечественной науки, было предложено начать в Херсонесе внеочередное исследование тех мест, которые находятся в «угрожаемом состоянии». В связи с этим на Северном берегу, активно размываемым морем, в 1930-е годы развернулись масштабные археологические раскопки. Руководил этими работами заместитель директора по научной работе Г. Д. Белов.


Здесь археологами было открыто несколько христианских храмов-базилик, хозяйственные и жилые постройки античного и византийского времени. Одна из интереснейших находок была сделана в т.н. XV квартале Херсонеса. В 1937 году исследовался большой архитектурный комплекс, получивший название «дом эллинистической эпохи». Его размеры достигали 600 м2. От него сохранились большой двор, находящийся в центральной части дома, две подвальные кладовые, вырубленные в скале, небольшой дворик с колодцем и несколько других помещений. За время своего существования этот дом подвергался неоднократной перестройке, в результате чего в его юго-западной части возникло небольшое помещение с мозаичным полом.



Датировка и назначение мозаики, а также самой постройки, сразу вызывали длительную научную дискуссию, но обо всем по порядку.
По результатам раскопок руководитель экспедиции Г. Д. Белов сообщал следующее:
«Помещение с мозаичным полом примыкает к южному углу дома… Размеры помещения небольшие: длина по юго-западной стене 3,20 м, сохранившаяся длина северо-западной стены - около 3 м. Северо-восточная стена не сохранилась: она была разрушена в раннесредневековый период. Кладка стен состоит из небольших камней на глине; внутри стены обмазаны толстым слоем чистой глины желтого цвета, а поверх глины оштукатурены известью с песком. На кусках штукатурки сохранилась окраска красного цвета; по-видимому, стены были покрыты росписью.
Пол в помещении мозаичный. Мозаика выполнена из мелкой морской гальки различного цвета: белого, желтого, красного и темно-синего. Камушки мозаичной вымостки положены на раствор из извести и песка (раствор лежит непосредственно на скале). В нескольких местах мозаика еще в древности была разрушена: не сохранилась северо-восточная часть; большая лакуна имеется в юго-западной части, и мелкие повреждения встречаются в других местах…
… В западном углу помещения, на расстоянии 0,35 м от северо-западной стены, в полу находится углубление, вырубленное в скале. Сверху в него вставлен венчик пифоса (от венчика сохранилось немного более половины); диаметр его 0,50 м, глубина ямы 0,30 м. Мозаичная вымостка сделана с небольшим напуском на венчик; это указывает на то, что углубление одновременно с помещением и связано с ним в своем назначении. Это подтверждается и тем, что мозаичный пол имеет наклон к углублению: по-видимому, оно служило для стока воды…»
Всё это, по мнению автора раскопок, несомненно свидетельствовало об использовании помещения в качестве места для омовений и купаний, но так ли это?

Активное участие в исследовании помещения и самой мозаики принимал студент Академии художеств СССР О. И. Домбровский. В мае 1938 года при окончательной зачистке мозаичного пола им была снята копия части изображения для мозаичной мастерской Академии в качестве наглядного пособия. После этого мозаика была законсервирована, но неудачно. Галька была покрыта рубероидной смолой, которая постепенно просочилась и облепила весь мозаичный набор.

После войны, в 1948 году, тому же О. И. Домбровскому пришлось приложить не мало усилий по ее очистке для полного копирования. Тогда же были полностью до скалы расчищены участки пола, где мозаика не сохранилась, и вскрыты нижние слои, примыкающие к стенам постройки. Было установлено, что стены т.н. «ванного» помещения и его мозаичного пола разновременны. Последний оказывался более ранний, чем постройка.

В 1965 г. мозаика была полностью снята для помещения в экспозицию Херсонесского музея. Одновременно были проведены дополнительные археологические исследования всего помещения, позволившие уточнить датировку памятника. Если до этого мозаика датировалась II – I вв. до н.э., то теперь появилась возможность удревнить ее, так как теперь был получен убедительный керамический материал IV – III вв. до н.э.
Однако, на протяжении десятилетий, во многих публикациях можно было встретить «гуляющую» хронологию памятника от второй половины IV в. до н.э. до I в. до н.э. В целом такой ситуация остается до сих пор. Что же касается самого помещения, то высказанное Г. Д. Беловым мнение об устройстве в нем купальни, было подвергнуто критике и затем пересмотрено. В настоящее время консенсус исследователей выглядит так. В XV квартале Херсонеса во второй половине IV – начале III вв. до н.э. действительно существовал большой жилой комплекс с внутренним двором. Часть его занимал андрон (специальное помещение, предназначенное для празднований и пиров, куда допускались только мужчины), пол которого как раз и был украшен разноцветной галечной мозаикой. Затем дом перестраивался и мозаика была перекрыта стенами обновленной планировки. Сам дом на рубеже II – I вв. до н.э. полностью сгорел и на его остатках были возведены постройки уже римского времени.

Сама мозаика является уникальной не только для Херсонеса, но для всего Причерноморья. Набрана она из морской гальки, что встречается не часто. В Крыму известны небольшие фрагменты галечных мозаик античного времени из раскопок Патикапея, Керкинитиды и Калос Лимена, но они заметно уступают херсонесской.

Сохранившаяся часть мозаики представляет собой прямоугольник, обведенный рамкой из камней темно-синего цвета. Ширина его около 2 м. Центральную часть мозаичной вымостки занимают изображения двух женских стоящих фигур, головы и окончания ног которых не сохранились. Обе фигуры изображены обнаженными и обращенными an face. Левая фигура, опираясь на правую ногу, слегка сгибает левую. Руки согнуты в локтях и подняты.

Правая фигура, в отличие от левой, всей тяжестью тела стоит на левой ноге, правая же далеко отставлена назад и в сторону. Правая ее рука согнута в локте и опирается на бедро, левая вытянута вниз и в сторону. С плеч, сзади фигуры, спускается плащ желтого цвета, хорошо видимый по сторонам ниже бедер. Складки плаща справа расположены в форме ласточкина хвоста; они показаны черными камнями, поставленными на ребро.
Линии торса и низ живота у обеих фигур ограничены свинцовыми пластинками. Контуры рук, ног, груди и коленных чашек очерчены темно-синими камнями, поставленными на ребро. Тело той и другой фигуры выполнено из белых камней, положенных плоскими сторонами (среди них встречаются камни желтоватого цвета). Левая фигура изображена на синем фоне; плащ второй фигуры создает для нее желтый тон.

Между фигурами стоит круглая ваза-лутерий, ножка и края которой выполнены из белых камней, середина – из темно-синих. Ствол ножки украшен канеллюрами; их грани и закругления вверху обозначены черными камнями. Фон между фигурами и вазой выполнен из темно-синих камней.
На вазе сидит птица (возможно, голубь); голова ее обращена назад и влево. Тело птицы набрано из желтых камней, клюв и лапки – из красных. Вверху, над вазой, на уровне плеч фигур изображена другая птица, обращенная влево. Она выполнена из белых камней, клюв и лапки – из красных. Крылья птицы распластаны в стороны; длинный хвост опущен вниз.
Левее фигур поле мозаичного пола украшено растительным орнаментом. В середине изображена пальметка, выполненная белыми камнями; фон между лепестками желтый; контуры пальметки и других частей орнамента состоят из темно-синих камней. Слева от пальметки трехлепестковый цветок желтого цвета, обращенный вниз. Повреждения мозаики в нескольких местах, справа и слева от пальметки, не позволил восстановить полностью орнамент в этой части пола.
Исследователями высказывались различные точки зрения относительно мозаичного изображения и его смысла. В двух фигурах видели молодую девушку (левая) и взрослую женщину (правая), аккомпанирующую флейтистку (левая) и гетеру (правая), служанку (левая) и госпожу (правая), невестку (левая) и наставницу (правая), Афродиту и гетеру или же простую девушку (левая и правая). Одни видели в изображении глубокий философский смысл и олицетворение в женских фигурах любви земной и любви небесной, другие приземленный и эстетический или даже эротический характер сцены, украшавшей комнату для симпозиев (собраний мужчин с возлияниями и приглашенными танцовщицами).
По мнению О. И. Домбровского, посвятившего значительную часть своей научной работы изучению фресковой живописи и мозаикам, херсонесская мозаика была создана местным мастером-херсонеситом. Все использованные в наборе материалы, видимо собирались им на всем протяжении доступного участка морского побережья от Херсонеса до Балаклавы.



