Во второй половине III века в результате готских походов в Крыму появляются германцы. Они уничтожают ряд позднескифских поселений, вторгаются в Боспорское царство, откуда в 50-70-х гг. III века вели грабительские набеги на причерноморские города Римской империи. В это же время на крымских могильниках появляются погребения, совершенные по германскому обычаю – обряду кремации, а также вещи характерные для круга германских культур. На южном берегу возникают могильники полностью германского облика - Чатыр-Даг и Ай-Тодор.
Среди вещей, типичных для германцев, особый интерес представляют металлические детали щитов – умбоны. Умбон – это металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита. Она служила для повышения прочности щита и защищала кисть руки воина. Под умбоном часто находилась ручка, за которую воин держал щит. Иногда умбоны использовали для украшения щита, добавляя на него различные художественные детали.
Щиты с умбонами были распространены у народов Западной и Центральной Европы, например, у кельтов и германцев. Щиты с умбонами разных форм также использовали в римской армии. Для ареала кочевнических культур такие щиты не были характерны, по этому их появление в комплексе вооружения варваров III – IV вв. н.э. Северного Причерноморья является своего рода инновацией.
Нельзя сказать, что у тех же скифов или сарматов вообще не было щитов, но они в значительной степени отличались от германских по конструкции. Следы щитов в погребениях кочевников встречаются крайне редко. По всей видимости, они делались из органических материалов, поэтому их остатки нельзя проследить археологически. Известны описания скифских и сарматских щитов в письменных источниках. Греческий историк Геродот (VI в. до н.э.) писал, что скифы использовали плетеные и кожаные щиты. В свою очередь римский географ Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) отмечал, что сарматское племя роксоланов пользовалось щитами, сплетенными из прутьев и обтянутых кожей. Есть изображения щитов на греческих предметах с изображением сцен жизни скифов, например, на золотом гребне из кургана Солоха или электровом кубке из кургана Куль-Оба. На них видно, что скифские щиты были различной формы, они могли сплетаться из прутьев или делаться из дерева и обтягиваться кожей. С лицевой стороны скифские щиты могли покрываться металлическими чешуйками. Кроме того, знатные скифы украшали свои щиты драгоценными декоративными бляшками в виде животных. Такие бляшки находят в богатых скифских курганах IV в. до н.э., например, бляшка для щита в виде оленя была найдена в керченском кургане Куль-Оба.
В Крыму умбоны щитов встречаются очень редко, к римскому времени относится всего 8 экземпляров. Они были найдены в погребениях III – IV в. н.э. германских могильников Ай-Тодор, Чатыр-Даг, а также на сарматских могильниках Нейзац, Озерное III и Бельбек I. Еще один умбон найден в могильнике Пантикапея в погребении III в. н.э. Все крымские умбоны круглые, имеют коническую или округлую формы. На нейзацких умбонах имеются шипы. Вероятно, такие умбоны могли служить для более эффективного парирования удара. В качестве версии можно предположить, что таким щитом, в случае чего, можно было наносить удары. К щиту умбон крепился при помощи железных заклепок. Иногда вместе с умбонами находят рукояти. Как щиты с умбоными попадали в сарматские захоронения точно установить сложно. Могли ли они принадлежать германцам или же ими пользовались сарматы, установить невозможно. Есть только некоторые предположения, которые сводятся к сармато-германским контактам. Вероятнее всего к сарматам они поступали в результате торговли или обмена, или же в качестве даров. Маловероятно, что они могли служить военными трофеями, так как случаи военных столкновений сармато-аланского населения Крыма с готами не известны.