Расположенный на краю Евразийского степного пояса, полуостров Крым в течение многих тысячелетий был и остаётся уникальным культурным центром между Азией и Европой. Земля крымского полуострова насыщена историей 25 веков, и хранит в себе следы многих народов, начиная с древних поселенцев Тавриды и первых колонистов из Древней Греции до мировой политики 20-го века. Крымская история отражена во многих архитектурных и культурных памятниках Крыма, принадлежащих разным эпохам, относящихся к различным национальным культурам и религиям. Одним из сенсационных артефактов стали находки из некрополя Джург-оба в Крыму, относящиеся к античному городищу Китей.
В 2007 году при исследовании склепа № 29 было выявлено и исследовано богатое женское захоронение. Склеп – грунтовый, с трапецевидной в плане погребальной камерой, небольшим дромосом и преддромосной ямой длиной около 4,5 м, был впущен на глубину 4,89 м от дневной поверхности.
Несмотря на то, что грабители дважды проникали в склеп (их лазы были выявлены как со стороны дромоса, так и в своде погребальной камеры) и ограбили одну лежанку с захоронением, на второй сохранилось нетронутое женское погребение, заваленное грунтом просевшего свода. В склепе было совершено захоронение женщины в возрасте до 25 лет. На погребенной были золотые и серебряные украшения, а также предметы туалета. К погребальному инвентарю также относилось краснолаковое блюдо с остатками загробной трапезы, стеклянный кувшин и медная боспорская.
Наибольший интерес, конечно, представляют украшения, найденные в районе головы и шеи: диадема из золотой фольги с шестиконечной звездой по центру и трилистниками по краям, две золотые серьги с сердоликовыми и гранатовыми вставками, золотое ожерелье из плетеного шнура с подвесками, ожерелье из тройных золотых рубчатых пронизей, чередующихся с тройными низками черного бисера.
На пальце правой руки погребенной был надет золотой перстень с инкрустированным щитком, выполненным в стиле «клаузоне». Ворот, рукава верхней и нижней одежды были обшиты тиснеными золотыми бляшками. Верхняя одежда была скреплена на груди двумя серебряными двухпластинчатыми фибулами. С левой стороны в районе пояса находилась еще одна серебряная двупластинчатая фибула меньших размеров, рядом с которой был обнаружен цилиндрический серебряный футляр с крышкой – игольница с двумя большими бронзовыми швейными иглами и одной миниатюрной золотой.
Там же находился небольшой железный ножичек. Вероятно, фибулой был пристегнут кожаный мешочек с игольницей и ножом, поскольку ниже фибулы находилось пятно тлена коричневого цвета, характерного именно для остатков кожи. С правой стороны погребенной в районе груди находился «косметический набор», состоящий из скрепленных общим кольцом копоушки и инструмента для чистки ногтей.
В 2008 году раскопки на некрополе были продолжены. Были выявлены три склепа № 39–41. Из трех погребений, склеп 40 поначалу показался полностью разграбленным. Но определенные находки позволили предположить, что погребение, совершенное в нем, не было простым. Погребальная камера была зачищена на уровне пола. Останки погребенных почти не сохранились, только в левом от дромоса углу в небольшом углублении лежал фрагмент верхней части человеческого черепа.
Но совершенно неожиданные результаты дала расчистка пола камеры в левом дальнем от входа углу. Здесь в небольшой ямке был тайник с золотыми украшениями в стиле «клаузоне». В нем находились две золотые серьги с золотыми подвесками, украшенные гранатовыми вставками, золотое ожерелье из пирамидальных пронизей с черным бисером и два золотых перстня с щитками, украшенными гранатовыми вставками.
Но и это было не все. На следующий день в углублении с фрагментом черепа, прямо под ним, был выявлен еще один тайник с двумя браслетами, выполненными в зверином стиле. Браслеты парные в виде двух волков, держащих в зубах диск, разделенный крестовидной перегородкой, образующей по центру ромб, заполненный белой стекловидной пастой. По центру ромба – круглая гранатовая пластинка-вставка. Четыре сектора, отделенные перегородкой, также заполнены гранатовыми вставками.
Все найденные в склепах украшения составляют единый гарнитур, и вероятно, выполнены одним мастером. Возможно находки представляли собой некий посольский дар. Датируется комплекс последней четвертью V в. н.э. Прямых аналогий ювелирным изделиям из склепа № 40, найденных в 2008 г., науке пока неизвестно. Ныне собрание украшений хранится в Нидерландах.