Бусы и подвески из так называемого «египетского фаянса» — своеобразная группа украшений, широко распространенных у населения Крыма античного времени, преимущественно первых веков н.э. Эти изделия сделаны из стекловидного материала, чаще всего бирюзового цвета, хотя иногда встречаются изделия желтого и фиолетового цветов. Материал этот непрозрачный и совершенно не похож на стекло – ни древнее, ни, тем более, современное.
Название «фаянс» происходит от итальянского города Фаенса, где в XV – XVI вв. было налажено производство особого вида глазури, основу которой составляла каолиновая глина. В древних же фаянсах нет никакой керамической основы, но в специальной литературе по стеклоделию фаянсами стали называть материал, предшествовавший получению стекла. Он был непрозрачный и изготавливался из смеси кремнезема (песка) и щелочи (сода или золы), т.е. так же, как и само стекло. Но соотношение составляющих различно – в фаянсе щелочей 1-6%, а в стекле – 20-30%. Столь же условно и название «египетский», связанное с предположением, что фаянс был изобретен в Египте. Но в настоящее время ученые больше склоняются к гипотезе о том, что первые фаянсовые изделия появляются в Месопотамии в 5 тыс. до н.э., и только в конце 4 тыс. до н.э. это производство наладилось на берегах Нила.
Первые образцы, считающиеся примером осознанного использования «египетского фаянса» в Древнем Египте, найдены в слоях, относящихся к эпохе Раннего Царства. Об этих находках подробно рассказывает основоположник египтологии В. М. Флиндерс-Петри. В качестве примера он приводит не только бусины, но и фигурки животных, а также фрагмент вазы, покрытой зелёной глазурью, на которой читается имя первого египетского фараона – Мены. С этим фараоном связано объединение Верхнего и Нижнего Египта. Такое важное историческое событие точно определяет время появления вазы с зелёной глазурью – конец IV тысячелетия до н. э.
Но вернемся в Крым. В Северное Причерноморье первые изделия из фаянса начали поступать в конце VI – начале V в. до н.э. Все ранние находки связаны с Ольвией – греческим полисом, расположенным на побережье Днепро-Бугского лимана, на юге современной Украины. По всей видимости, эти предметы производились в Навкратисе, городе на севере Египта, где в это время работала крупная стекольно-керамическая мастерская. В V в. до н.э. приток украшений на северные берега Понта останавливается, что, вероятно, было связано с персидским завоеванием Египта и прекращением производства фаянсов в Навкратисе. Новая волна импорта фаянсовых изделий началась в III в. до н.э. и продолжалась почти шесть столетий, до III в. н.э. Но эти предметы по форме и структуре материала существенно отличаются от ранних. Место их производства до сих пор не определено. Некоторые исследователи полагают, что мастерские по изготовлению фаянсовых украшений на рубеже эр располагались где-то на северном побережье Черного моря.
Период массового распространения бус и подвесок из египетского фаянса приходится на I – II вв. н.э. В это время они встречаются на обширных территориях от Урала до Днестра, иногда фаянсовые изделия находят и в Казахстане, Индии и центральной Европе. Но особенная концентрация таких артефактов отмечается в Крыму, Прикубанье, на Нижнем Дону. Этому факту есть простое объяснение – к жителям этих областей украшения поступали из античных центров – Пантикапея, Херсонеса, Танаиса и других греческих городов, расположенных на северном и восточном берегах Черного моря. И чем дальше от развитых греческих полисов — тем меньше фаянсовых находок.
Предгорный Крым, на территории которого обитали так называемые варвары – поздние скифы и сарматы, – был для греческих купцов, по всей видимости, стабильным рынком сбыта украшений из фаянса. В этом регионе количество таких изделий исчисляется тысячами. Особенно многочисленным был фаянсовый бисер, который, вероятно, продавался на вес и был доступен даже небогатым людям. Местные женщины любили расшивать им свою одежду. Не менее востребованными были фигурные украшения из фаянса, которые, вероятно, помимо декоративной функции, выполняли роль оберегов. В крымских погребениях I – III вв. н.э. обычной находкой являются разнообразные подвески в виде жука-скарабея, лежащего на подставке льва, черепахи, алтарика, амфоры, виноградной грозди или кукиша. Иногда встречаются антропоморфные фигурки, изображавшие египетских богов. Чаще всего такие амулеты сопровождали детские погребения и, вероятно, были призваны оберегать детей в земной и загробной жизни. Фаянсовые фигурки входили в небольшие ожерелья, состоявшие из разнообразных бус и подвесок, или носились в подвешенном к поясу кожаном мешочке вместе с другими амулетами.
Фигурные фаянсовые подвески передают преимущественно египетские сюжеты и изображения тех культов, которые возникли при слиянии двух больших культур – античной и египетской. Изображения Беса, Гарпократа, сфинкса, младенца Гора, многочисленные скарабеи, лягушки получили широкое распространение в искусстве античного Египта. Бес почитался египтянами как бог веселья, домашнего очага, игр, танцев, покровитель, детей и материнства, известна ипостась Беса как бога-воителя. Скарабей считался символом возрождения, в Египте изделия в форме скарабеев служии личными печатями, на которых с помощью иероглифов вырезали имя владельца. В виноградных гроздях одни исследователи рассматривают символ женского начала, другие связывают их с культом Диониса. Однако древние жители Крыма, так же как и их современники из других регионов Северного Причерноморья, вряд ли понимали смысл этих изображений. Скорее всего, приобретенные предметы, представлявшие для варваров определенную эстетическую ценность, наделялись каким-то местным, понятным для скифов и сарматов идеологическим содержанием. Каким – загадка, отгадать которую исследователям XXI века вряд ли удастся.
Бурные события III в. н.э., связанные с приходом в Крым нового населения — германцев с севера и алан с востока — внесли серьезные изменения в традиционный уклад местных жителей. Прерываются веками существовавшие торговые связи, прекращается поступление в центральные районы полуострова привычных товаров, в том числе и фаянсовых украшений. "Мода" на них, продержавшись не менее трех веков, постепенно исчезает к середине III столетия. В погребениях IV в. изделия из египетского фаянса встречаются уже довольно редко. В основном это единичные крупные бусы, реже — немногочисленный бисер. Исчезают из обихода и фаянсовые амулеты. Самый поздний в Крыму экземпляр — небольшой жук-скарабей, найденный в могильнике Дружное в погребении второй половины III в. н.э., — возможно, перешел к своему владельцу по наследству и в качестве раритета был помещен в могилу вместе с умершим.