В декабре 1971 г. в 500 м к юго-западу от с. Айвовое Бахчисарайского района на распаханном поле были найдены фрагменты нескольких женских терракотовых статуэток.
Террако́та — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением
Они были обнаружены на западном склоне безымянной высоты, расположенной на левом берегу р. Качи. Исследования места находки показали, что здесь некогда находилось позднеантичное поселение. Из найденных фрагментов удалось выделить пять отдельных женских статуэток, условно по величине разбиваемых на две группы.
В первую были включены две одинаковые полые статуэтки, изображающие молодую обнаженную женщину. Высота этих статуэток 42 см. Ко второй группе относятся фрагменты трех небольших односторонних статуэток. Они изображали женщин в длинных просторных одеяниях. Терракоты первой группы были изготовлены в одних и тех же матрицах. Статуэтки сильно заизвесткованы. Поверхность их не сохранила следов окраски и имеет красновато-оранжевый цвет. Поверхностный слой местами шелушится и осыпается. Под ним открываются участки красного, а местами темно-серого цветов. В глинистом тесте больших терракот заметны мелкие черные вкрапления, что не отмечается у малых статуэток. Судя по заглаженным боковым швам передние и задние части туловищ фигурок формовались отдельно, после чего скреплялись глинистым раствором.
Подобный способ изготовления терракот отмечался при изучении статуэток Ольвии. Места присоединения ног больших терракот с туловищами имели зубчатую насечку, что обеспечивало большую их сцепляемость. По-видимому, для обеспечения одинакового температурного режима при обжиге на тыльных частях шеи, голов и туловищ статуэток были сделаны отверстия. На головах и на шеях – щелеобразные, проткнутые узким плоским орудием. На туловищах, в областях правых лопаток – овальные, размерами 2,6 на 2,3 см. Подобного типа отверстия в спинах терракот отмечал Г.Д. Белов, описывая херсонесские статуэтки. Несмотря на то, что ноги статуэток формовались по частям и были довольно массивны, отверстий в них сделано не было. Отсутствие рук у обеих фигур затрудняет их реконструкцию.
Судя по положению слегка опущенных левых плеч и мягких изгибов туловищ терракот вправо, левые руки статуэток были опущены, а правые – приподняты. Сохранность ног статуэток позволяет более определенно представить их положение. Левые ноги терракот были выпрямлены, ступни – плоскими. Правые ноги согнуты в коленях и отставлены несколько назад. Очень возможно, что они опирались на носки. Категорически этого утверждать нельзя, так как ступни правых ног не сохранились. Подобное положение ног обеспечивало не только устойчивость статуэткам, но и придавало им определенную динамичность. Мягкая модулировка тел терракот, небольшие округлые груди, несколько выдающийся вперед живот создавали впечатление привлекательности и девственности. Покрытые стефаной (сетчатая шапочка для собирания волос в пучок) волосы терракот были уложены четкими, несколько волнистыми пластичными прядями в прическу с пробором впереди. Сзади пряди были несколько смазаны и нечетки. Подобранные валиками волосы завершают эту прическу внизу, закрывая уши статуэток.
По-видимому, склеенные терракоты досушивались, лежа на спине. Вот почему затылочные части их голов несколько приплюснуты. Слегка покатый назад лоб, без четкого выделения переносицы плавно переходит в сравнительно крупный, прямой нос. Брови изображались едва заметными валиками. Большие, слегка скошенные в переносице глаза окружены четко выделенными веками. Ресницы отсутствуют. Нижнее веко очень мягко поднимается к глазу, верхнее, несколько тяжелое, полуопущено. Зрачки не выделены. Щеки полные. Линии маленького рта четко выделены. Округлой формы подбородок несколько мал по сравнению с остальными частями лиц статуэток. Сравнительно длинная и массивная шея расширяется к плечам и несколько наклонена вперед. Линии плеч мягко и плавно переходят к предплечьям. Живот с четко выделенным пупком несколько впал в верхней части и слегка выдается вперед в нижней. Половые органы не выделены. Ноги несколько массивны и крупны.
Стройность, а также отсутствие подчеркнутой мускулатуры ног придает им мягкость и своеобразную привлекательность. В нижних частях ноги формовались сплошными. Ступни невелики – 6 на 2,2 см. Пальцы ног изображались с помощью врезных линий. Ногти на них не выделены. Судя по кусочкам обожженной глинистой обмазки на сохранившейся ступне левой ноги одной из терракот, статуэтки с помощью глинистого раствора могли быть укреплены на глиняных подставках, обжигаемых вместе с терракотами.
Истолковать назначение этих двух статуэток нелегко, тем более, что отсутствие рук не позволяет дать исчерпывающую реконструкцию их поз. Однако наличие стефаны на головах статуэток позволяет предположить их культовое предназначение. Скорее всего, они изображали Афродиту. Аналогичные прически и стефаны мы видим на Афродитах из Тиры, Пантикапея и Мирмекия. Размеры описываемых статуэток сближает их с большими терракотами Афродит из Северного Причерноморья. Эта богиня часто изображалась в виде обнаженной или обнажающейся женщины. Культ Афродиты – богини жизни в самом широком смысле этого слова, божества природы, плодородия, моря, любви, земного счастья и покровительницы семейного очага был широко распространен в античном мире. А в Боспоре культ Афродиты превратился в государственную религию. Существовал этот культ и среди скифо-сарматского населения Таврики.
Не противоречит предположению о существовании этого культа среди позднеантичного населения в районе нынешнего с. Айвового и вторая группа терракот. Они представляют собой фрагменты статуэток, изображавшей стоящую женщину в длинной, свободно ниспадающей одежде. Головы статуэток не сохранились. Нижние части их туловищ утеряны. Близки описываемым терракотам статуэтки Афродиты из Ялтинского святилища II–III вв. н.э. Подобного типа фигурки богини местного производства, изготовленные во II в. н.э. были найдены в Фанагории. Этот тип статуэток бытовал еще и в III в. н.э. Здесь явно проявилось влияние античного мира на культуру народов его варварских окраин.
Что касается статуэток второй группы, то наиболее хорошо сохранилась односторонняя фигурка, изображающая широкоплечую женщину в просторной длинной одежде с двумя продольными отчетливо выделенными складками впереди. Руки статуэтки скрыты под платьем. Судя по их очертаниям, правая рука прижата к груди, а левая – к животу. У терракоты не сохранилась голова и нижняя часть туловища. Близка она по характеру изготовления статуэткам из Херсонеса и Мирмекия и фигурке Афродиты–Апатуры I в. до н.э. – I в. н.э. из хутора «Рассвет». Судя по глиптике, эта терракота местного производства. Длина сохранившейся части статуэтки – 9 см, ширина в плечах 4,5 см, ширина в нижней части – 4 см. Две другие терракоты близки к описываемой статуэтке по технологии изготовления и, вероятно, по внешнему виду – у них схожее положение рук.
Среди собранных коропластовых фрагментов имеется обломок маски, размерами 7 на 2,3 см. На его поверхности четко выделены волосы в виде рельефных косых полосок. Глина красная с мелкими черными вкраплениями. Близка этой маске женская маска из Танаиса, датируемая I в. н.э. Следует отметить и фрагмент (6,5 на 3,5 см) торса, по-видимому, большой статуэтки. К сожалению, реконструировать по этому остатку фигуру невозможно. Остальные обломки терракот маловыразительны. Их так и не удалось реконструировать.
Помимо статуэток, в с. Айвовом был собран сопутствующий им керамический материал: фрагменты амфор, мисок и кувшинов. Кроме того, были найдены агатовая бусина, астрагалы с отверстиями и два лепных пряслица. Обнаружение терракот вблизи с. Айвового свидетельствует о культурно-экономических связях варварского населения Юго-Западной Таврики с культурными центрами позднеантичного мира. Отсутствие же четких аналогий большим статуэткам Афродит позволяет предположить о существовании неизвестных до сих пор коропластовых центров в позднеантичном мире.